Ссылки для упрощенного доступа

У нас в гостях Тигран Алиханов






Марина Тимашева: А тем временем, в Москве отзвучали последние концерты сезона. В Большом зале Московской консерватории Симфоническим оркестром Московской консерватории дирижировал Геннадий Рождественский. В программе – редко исполняемые произведения Гайдна. С солистом, профессором Московской консерватории Тиграном Алихановым встретилась Тамара Ляленкова.

Тамара Ляленкова: Концертные времена года определяют открытие и закрытие сезона. Это - как визитная карточка, по которой можно составить представление о ее владельце. Рассказывает профессор Московской консерватории Тигран Алиханов.

Тигран Алиханов: Этот сезон открывал Анатолий Абрамович Левин, в качестве дирижера, а солистом был прекрасный наш, выдающийся музыкант - Александр Рудин, который сыграл тогда концерт Сен-Санса. И, обратите внимание, что на закрытии встал за пульт сам Геннадий Николаевич Рождественский, он человек настолько интересный, настолько нестандартно мыслящий, что вся программа, конечно, была совершенно оригинальной, в частности, этот фортепьянный концерт. Ведь мы живем Бог знает сколько лет в полном сознании, что у Гайдна есть ре-мажорный концерт и больше ничего. На самом деле, Геннадий Николаевич выяснил, что у него 14 фортепьянных концерта. И у нас имеется соль-мажорный концерт, ноты, и мне нужно было его выучить специально, потому что я никогда его не играл, и оркестр никогда не играл, и Геннадий Николаевич его никогда не дирижировал. Хотя это играл Рихтер один раз, это было в 90-е годы, сейчас боюсь вам точно сказать, он играл это с Белорусским камерным оркестром. Это уже один из последних концертов Рихтера. И потом есть компакт-диск с записью Микеланжело Ла Бьонда, где он играет этот концерт тоже. Все здесь было консерваторское, наше. Был наш оркестр, наш дирижер, причем, не просто дирижер, а заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования, великий дирижер, имя колоссальное, перед которым снимает шляпу весь мир, был наш факультетский хор, были наши солисты. Поэтому, когда речь пошла о каденциях соль-мажорного концерта, мне захотелось, чтобы это были именно нашим профессором написанные каденции. Я обратился к Юрию Сергеевичу Каспарову и предложил ему написать эти каденции. Дело в том, что я ему давал запись Микеланжело Ла Бьонда, а Микеланжело играет с каденциями знаменитого композитора Нино Рота, который писал музыку к кино и к “Восемь с половиной”. Он, вообще-то, композитор не только киношный. Так что это задача, которая, в общем, могла увлечь практически любого композитора. Такая традиция, вы знаете, что есть каденции Бетховена к концертам Моцарта, есть каденции Брамса к концертам Бетховена, есть каденции Шнитке к концертам Моцарта. Одним словом, это традиция, это не то, что мы придумали.

Тамара Ляленкова: Прозвучал отрывок из концерта для фортепьяно с оркестром соль-мажор. Солист - Тигран Алиханов.

Тигран Алиханов:
Что касается мессы, которая прозвучала, это редчайшее исполнение. Более популярное - это месса, посвященная императрице, но Геннадий Николаевич избрал это. Вообще, Рождественский для меня - человек с открытой книгой, он все время должен что-то изучать. Мне доводилось встречать его в книжных магазинах, это такой персонаж из Анатоля Франса, который идет по набережной и там, извините, обнюхивает все то, что напечатано. Он вообще личность колоссальная.


Тамара Ляленкова: Одна из замечательных, уникальных особенностей Московской консерватории - выступления молодых музыкантов, играющих в симфоническом оркестре с самыми известными, выдающимися российскими музыкантами. Я попросила Тиграна Алиханова подробнее рассказать о консерваторском оркестре.

Тигран Алиханов:
Этот оркестр был создан для молодых наших дирижеров, которые должны учиться на оркестре, а не под два рояля и перед зеркалом. Иначе они потом выходят на оркестр, и выясняется, что это все совсем другое. И, вообще, хороший тон консерватории, в частности, Санкт-петербургской консерватории, в том, что там всегда такой оркестр был. И в Москве тоже был такой оркестр. Самое необычное - то, что заседание Совета, на котором было приятно решение о создании этого оркестра, состоялось в 1943 году, когда страна переживала, может быть, самый тяжелый период своей истории. Консерватория приняла решение создать такой оркестр. Потом, к сожалению, на протяжении многих лет такого оркестра не было, и снова в 2007 году он был создан. Я должен прямо сказать, что Геннадий Николаевич Рождественский принял в его создании самое непосредственное участие. Он просидел этот конкурс в Белом зале. Мы отбирали людей для этого оркестра, и он сидел на этом конкурсе, он придавал этому настолько большое значение. И, действительно, получился оркестр, во главе его стоит человек, который, мне кажется, большой энтузиаст этого и прекрасный музыкант – Анатолий Абрамович Левин, и уже к концу этого учебного года - 2007-08 - этот оркестр стал выступать на сцене Большого зала на концертах. И дальше он проявил себя настолько успешно, что мы поставили вопрос о том, что он должен быть в наших абонементах концертных, и он вошел в плоть и кровь нашей концертной жизни.

XS
SM
MD
LG