Ссылки для упрощенного доступа

Мир, перевернутый в блогах


Кадр из фильма "Путешествие в Мекку"
Кадр из фильма "Путешествие в Мекку"
От философского осмысления российской действительности до обсуждения нового глобального кинопроекта; владельцы сетевых дневников наконец перешли на летний режим работы. Надолго ли?

В российской блогосфере все чаще появляются философические размышления о происходящем в стране. Пищей для них становятся новостные сводки, случаи из жизни, личные воспоминания. Известный деятель рунета, главный редактор новостного ресурса BFM.RU Антон Носик дает у себя дневнике такую картину современной России:

Казалось бы, перевёрнутый мир — это где рыбы высоко летают, а птицы глубоко плавают. На самом деле, перевёрнутый мир — это где инкассаторы занимаются вооружёнными грабежами, следователи прокуратуры садятся на 9 лет за взятки, сотрудники ГИБДД по пьяни давят людей, а офицеры наркоконтроля умирают от передоза в ведомственной сауне.

Комментаторы этой записи почти единодушно ограничились восклицанием "хорошо сказано!"

О том, как Россия пришла к такому положению дел, рассуждают в последнее время многие пользователи. В качестве поворотных вех называется и фраза президента Путина о подводной лодке "Курск" "Она утонула", и дело Ходорковского-Лебедева, и отмена прямых выборов губернаторов. Однако активнее всего востребованы сейчас в этом контексте разного рода воспоминания. Пользователь из Иркутска langobard вспоминает об известном в его городе рок-музыканте Вадиме Мазитове, лидере группы "Принцип неопределенности", имевшем в свое время "какие-то отношения с Комитетом госбезопасности":

Вадик Мазитов сказал на каком-то употреблении спирта "Рояль": "Попомните мои слова, пройдет не более десяти лет, и народ сам приползет к дверям КГБ и попросит спасти его от самого себя, то есть от народа".
Ну, кто мог в это поверить в 1992 году?

Когда речь заходит о госбезопасности, автоматически всплывает тема доносов. Возникла она и в связи с письмом академика Валерия Тишкова, обратившегося к руководителям научных учреждений отделения историко-филологических наук РАН с просьбой предоставить "аннотированный перечень" исторических фальсификаций с указанием лиц и организаций, их распространяющих. Этот документ был обнародован на сайте Радио Свобода и, вместе с интервью Тишкова нашему обозревателю Владимиру Тольцу, получил широкую огласку. Журналист Дмитрий Шушарин предлагает "помочь господину Тишкову" и массово сочинять в ответ на его просьбу доносы и самодоносы. Шушарин прилагает даже форму такого документа.

Возникла тема доносов и в связи с упомянутым Носиком грабителем-инкассатором. В этом разрезе ее развивает пользователь hegtor:

Появились интересные статистические данные опроса в Перми, где инкассатор спер четверть миллиарда рублей. 54% опрошенных не сдали бы его ментам, кабы знали, где он.
Эти данные опровергают распространенное мнение, что россияне не ходят на митинги оппозиции, потому что есть некий общественный договор, типа "чуть повысьте пенсию, а мы проголосуем" или "лучше, чем при Ельцине - и ладно - лишь бы хуже не было". Нет - на митинги они не ходят - они сразу резать пойдут, или вешать. А уж укрывать тех, кто будет резать и вешать, - будет больше половины.


Этому выводу противоречит, однако, история из жизни, рассказанная пользователем zuss:

Сегодня вез чувак, который сказал, что работает сторожем в военкомате. Он рассказал, что КАЖДЫЙ ДЕНЬ звонят по несколько человек, которые стучат - рассказывают, что у их соседей сын косит от армии.
А вы говорите "немцы стукачи, звонят в полицию, если вы несколько дней не выносите мусор". У нас традиции стукачества прочны и незыблемы. Насколько же и бессмысленны. Немцы хотя бы орднунг поддерживают. А этим-то что за дело, если соседский парень не пошел в двухгодичную тюрьму для окончивших среднюю школу? Только дистиллированно-чистое стремление нагадить.



* * *
Обозреватель газеты "Дейли Телеграф" по вопросам религии и веры Дэмиан Томпсон рассказывает о последних событиях в тянущемся уже несколько месяцев скандале в ирландской католической церкви. Напомню, скандал этот связан с обнародованием документов о священниках-педофилах:

Архиепископ Дублина Диармуд Мартин серьезно озабочен подготовкой ирландского общественного мнения перед опубликованием, по-видимому, катастрофического отчета об имевшем место в его епархии совращении ребенка священником. Работая с этими документами в архиве, архиепископ был настолько разгневан их содержанием, что "просто швырнул их на землю", как он заявил журналистам. Конечно, у него есть причина гневаться. Но некоторые из его братьев-епископов подозревают, что архиепископ Мартин озабочен, прежде всего, тем, какой ущерб этот скандал причинит лично ему. Ирландское духовенство обвиняет его в том, что, после опубликования разоблачений, архиепископ, по их словам, "швыряет их на съедение волкам". Они просто в ярости.

Обозреватель британской газеты "Financial Times" Гидеон Рахман возвращается к самой модной, пожалуй, даже навязшей в зубах, теме – к сайту микроблогов Твиттер и его роли в качестве новейшего политического тренда:

Уже много дней я получаю имэйлы, извещающие, что кто-то теперь читает мои записи в Твиттере. Я немного обескуражен, поскольку крайне редко пишу в Твиттер, где у вас имеется всего 140 или около того символов, чтобы сообщать миру о каждой своей мысли или поступке. Я опробовал Твиттер в ноябре, в ночь сразу после президентских выборов в США, и мне это не очень понравилось. Моя самая последняя запись в Твиттере: "Возможно, это самая идиотская форма журналистики, которую я когда-либо использовал". С тех пор я торжественно молчал.

Но сейчас я переосмысливаю свое пренебрежение. На сегодня Твиттер – самая модная политическая медиа, широко заявившая о себе как средство, позволившее иранским демонстрантам оставаться на связи друг с другом и с миром - и избегать цензуры.

Департамент США был настолько впечатлен возможностями микроблоггинга, что попросил его владельцев отложить работы на сервере, поскольку это могло бы ограничить доступ иранцам к сервису на это время. Своего рода новым афоризмом стал заголовок в газете "Лос-Анджелес Таймс": "Твиттер – кошмар тирании". И даже до иранских событий Твиттер быстро становился модным. Все, от сенатора Джона Маккейна до Министерства иностранных дел Великобритании, писали в Твиттер. Этот феномен, пусть с запозданием, но заставил меня принять тот факт, что самые важные и чрезвычайные политические сообщения могут, в сущности, уложиться в 140 символов.


Грандиозный кинопроект, который потребовал внушительных ресурсов – финансовых, человеческих и даже политических – обсуждает культурный блог 3 Quarks Daily:

Реализация кинопроекта "Путешествие в Мекку" заняла 5 лет и потребовала не менее 85 разрешений от правительственных агентств Саудовской Аравии. Установление дипломатических контактов с саудитами кто-то назвал даже "миллионом чашек чая". К этой астрономической цифре добавим еще тринадцатимиллионный бюджет картины из средств международного корпуса инвесторов, гонорар актера Бена Кингсли в качестве рассказчика, дистрибуция через Национальное Географическое общество и организация мирового премьерного показа в Абу-Даби в январе 2009 года. В ближайшие месяцы фильм «Путешествие в Мекку» будет показан в Смитсоновском институте, в Американских музеях естественной истории Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора и других американский городов. Одобренный Далай Ламой и архиепископом Кентерберийским, фильм привлек зрителей в Кувейте, Индонезии, Саудовской Аравии, Южной Африки и Канады...

"Путешествие в Мекку" рассказывает историю драматического паломничества Ибн Батута, который стартовал из Танжера в 1325 году и, 18 месяцев спустя, прибыл в Мекку. (После этого он проскитался 29 лет и покрыл еще 75 тысяч миль, став самым известным путешественником тех времен, а также единственным человеком, именем которого назван и кратер на Луне, и аллея в Дубаи.) Его Хадж ждал лишь 7 столетий, чтобы найти свою дорогу на большой экран.


Пожалуй, небезынтересно будет посмотреть фильм о Хадже, который одобрили Далай-Лама и архиепископ Кентерберийский.
XS
SM
MD
LG