Ссылки для упрощенного доступа

Барак Обама встретился в Москве с Владимиром Путиным и Михаилом Горбачевым


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Андрей Шароградский: Сегодня в первой половине дня президент США Барак Обама провел две встречи - с премьер-министром России Владимиром Путиным и с экс-президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым.

Олег Кусов: Второй день визита в Россию начался для американского президента завтраком с премьер-министром Владимиром Путиным в загородной резиденции Ново-Огарево. Премьер-министр приготовил для высокого гостя, как сообщают информационные агентства, "завтрак в русском стиле". Перед завтраком США и премьер-министр России провели короткую встречу с журналистами, сделав заявления.

Владимир Путин: История российско-американских отношений очень давняя, имеет разную окраску, были годы безусловного процветания наших двусторонних отношений в истории. Были достаточно серые будни и даже противостояние. С вашим именем мы связываем надежду на развитие российско-американских отношений.

Барак Обама:
Я знаю о той замечательной работе, которую вы делали ради российского народа в своей прежней должности президента и теперь, в нынешней должности премьер-министра. Я думаю, сейчас у нас замечательная возможность поставить российско-американские отношения на прочную основу.

Олег Кусов: На утренней встрече присутствуют глава Министерства иностранных дел России Сергей Лавро, заместитель главы аппарата правительства России и бывший посол России в США Юрий Ушаков, помощник президента США по национальной безопасности Джеймс Джонс и старший заместитель госсекретаря по политическим вопросам Уильям Бернс. На встречу было запланировано "ча-полтора", но она продолжалась более двух часов.
Прокомментировал встречу президента США и премьер- министра России в Ново-Огареве заместитель главы аппарата правительства России Юрий Ушаков. Он сообщил журналистам, что президент США Барак Обама пообещал в большей степени учитывать озабоченности России по противоракетной обороне.
США намерены разместить к 2013 году десять ракет-перехватчиков в Польше, а также радар в Чехии для защиты от предполагаемой ракетной угрозы со стороны Ирана. Москва опасается, что эти системы будут угрожать ее безопасности. Российские информационные агентства приводят слова Юрия Ушакова: "Никакого четкого обещания со стороны американцев дано не было, но процесс рассмотрения общей ситуации продолжается, через несколько недель или месяцев закончится. Барак Обама говорил, что при этом рассмотрении в большей степени будет учитываться российские озабоченности".
После завтрака в обществе российского премьер-министра Барак Обама встретился к экс-президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым. Встреча продолжалась 15 минут. Как сообщают информационные агентства, беседа Барака Обамы и Михаила Горбачева была по-настоящему содержательной. Об этом сообщил пресс-секретарь и постоянный переводчик бывшего советского лидера Павел Палажченко. По его словам, Михаил Горбачев остался встречей доволен. И это "несмотря на то, что Обама отставал от графика и уделил лишь 15 минут. Большой круг тем обсудить не удалось, но то, что Горбачев хотел сказать, он имел возможность сказать. Времени для этого было достаточно", - сообщил Павел Палажченко. После встречи с Обамой Горбачев присутствовал на его выступлении перед выпускниками Российской экономической школы.
Во второй половине дня у президента США было несколько встреч, одна из них - с патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Предстоятель говорил с президентом США о важности межхристианского диалога для развития отношений между Россией и США. Барак Обама отметил, что религиозные институты занимают особое место в жизни российского общества.

Андрей Шароградский: Сейчас на линии прямого эфира из Вашингтона политолог Андрей Пионтковский. Господин Пионтковский, давайте поговорим вначале о самом факте встречи президента США с российским премьером. Краткая встреча в ходе очень насыщенного, как мы видим, событиями визита, особенно второй день, сегодняшний. Какие цели, по-вашему, преследовал Барак Обама, включая встречу с премьером в свою повестку дня?

Андрей Пионтковский:
Ну, вспомним прежде всего, что эта встреча имела свою некую предысторию в дни, предшествующие визиту, когда Обама да обширное интервью агентству "Ю-Ри" и характеризовал Путина как человека, одной ногой стоящего в эпохе "холодной войны", что вызвало достаточно резкую отповедь со стороны нашего премьера. Ну, вот можно сказать теперь о результатах встречи. Обама вошел в Ново-Огаревскую резиденцию с этим взглядом на Путина как человека, по крайней мере, частично принадлежащего политике "холодной войны", а вышел совсем другим человеком. Нам сообщили, вот я видел интервью пресс-секретаря Путина Пескова Russia Today, американцы дали краткую информацию, брифинг сделали прямо там, в Ново-Огареве, после окончания встречи американских средств массовой информации, где Обама уже характеризовал Путина как абсолютно современного человека, устремленного в будущее. Ну, произошла история, несколько напоминающая встречу Путина с Бушем в Любляне, когда тот "заглянул ему в душу" и увидел что-то замечательное. Ну, можно еще раз просто констатировать, что наш премьер, наш бывший президент, он такой замечательный вербовщик.

Андрей Шароградский: Передо мной лежит сообщение об интервью, о котором вы сказали, и там говорится (я цитирую по агентству ИТАР-ТАСС), что Барак Обама сказал, что Владимир Путин испытывает подозрения в отношении США, что он склонен к прагматизму, и что для его видения мира характерно отсутствие сентиментальности. Насколько я знаю, в своих публикациях вы довольно часто отмечали, что решение тех или иных вопросов Владимиром Путиным в большей степени зависит от его психологического настроя, чем от неких рациональных факторов. Каков, по-вашему, настрой Путина сейчас в отношении новой американской администрации?

Андрей Пионтковский: Я думаю, что по-прежнему такой подозрительный. Ну, это профессиональное качество человека с такой биографией. Насколько нам известно из просочившихся сообщений, в основном встреча была посвящена тому, что Путин жаловался Обаме на предшественника, на президента Буша, который недостаточно учитывал российские озабоченности в отношении ПРО. И якобы в конце Обама обещал учитывать озабоченности. Это какой-то детский разговор, понимаете. Я занимался вопросами контроля над вооружениями лет 20 уже, еще в Советском Союзе, работая в Академии наук и обеспечивая переговоры в Женеве. Это не вопросы учитывания и неучитывания. Это математическая задача: сколько можно развернуть перехватчиков, чтобы они не угрожали потенциалу сдерживания другой страны. Все это - при желании договориться, а не при желании создавать образ врага - решается очень просто на профессиональном уровне.

Андрей Шароградский: Как вы думаете, в ходе встречи с Владимиром Путиным затрагивалась ли тема как-то грузинской войны, отношений между Россией и Грузией? И вообще способствовал ли визит Обамы снятию угрозы новой войны, если такая угроза, по-вашему, реально существовала?

Андрей Пионтковский: Ну, первое, затрагивался да. Я, видимо, обладаю самым лучшим источником информации – это все та же наша замечательная Russia Today, которую я здесь смотрю. Путин объяснял ему две вещи. Он объяснял ему свои обиды на бушевскую систему ПРО и объяснял, что Грузия напала на Россию, потому что понадеялась на поддержку США. То есть вопрос этот вставал. Но он явно вставал и на встрече с Медведевым. Кстати, там интересно (я сегодня опубликовал статью на "Гранях", можно посмотреть), забавные метаморфозы произошли с переводом заявления Обамы на совместной пресс-конференции по результатам беседы с Медведевым. Обама довольно четко говорил там, что "мы обсуждали грузинскую проблему и согласились, что никто сейчас не заинтересован в военном решении". Это ясное свидетельство того, что вопрос поднимался Обамой, и, по-видимому, фраза "мы согласились" означает, что какие-то заверения ему были даны, что второй грузинской войны не следует ожидать. В переводе эти вещи значительно смазаны, опубликованном на кремлевском сайте.
Это был один из основных вопросов для Обамы, и это не скрывалось, впрочем, в Вашингтоне, что Обама очень боится повторить судьбу Кеннеди. Помните, венская встреча 1961 года, когда Хрущев посмотрел в глаза Кеннеди и решил, что тот слабак, и через несколько месяцев послал на Кубу ракеты. Вот, скажем, вторая грузинская война, вероятность которой, мне кажется, до сих пор остается достаточно серьезной, была бы непосредственно после визита Обамы для него просто, скажем так мягко, очень крупной политической неприятностью. Я думаю, что он объяснил это в Москве, и объяснил, какова будет цена этой войны для Кремля, если она будет развязана. Понятно, все понимают, что даже при самом худшем сценарии военных действий со стороны России военной поддержки США Грузии не окажут, так сказать, по ряду объективных и субъективных причин, но это кончится очень большими неприятностями для России в смысле большими неприятностями для России в смысле политической изоляции.
XS
SM
MD
LG