Ссылки для упрощенного доступа

Президент США выступил на церемонии вручения дипломов выпускникам Российской экономической школы


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Иван Трефилов.

Андрей Шароградский: Президент США Барак Обама выступил сегодня на церемонии вручения дипломов выпускникам Российской экономической школы. В своей получасовой речи он говорил как о двусторонних отношениях США и России, так и об их роли в системе глобальной безопасности.

Иван Трефилов: Основной идеей выступления американского президента стал тезис о том, что Россия и Соединенные Штаты должны отказаться от стереотипов при выстраивании новых двусторонних отношений. Назвав выпускников Российской экономической школы "последним поколением времен противостояния двух держав", Барак Обама напомнил, что именно им в ближайшее время предстоит занять ключевые посты в политике и экономике. "Холодная война" и развал Советского Союза давно позади, однако, по его словам, российское общество все еще находится на переходном этапе.

Барак Обама: Это были трудные времена, но благодаря своей силе, самоотверженности российский народ упорным трудом добился прогресса, экономического роста и большой уверенности. Несмотря на этот трудный переходный период, многие россияне и восточные европейцы сейчас живут лучше, чем 20 лет назад. Но главный символ прогресса - это вы, молодые люди молодого века, который предстоит сформировать вам. Вы живете в переходный период. Но подумайте об основных вопросах, которые задавались, когда была основана ваша школа: какое общее будущее ждет Россию и Америку, какой мировой порядок придет на смену "холодной войне". Эти вопросы все еще не имеют четких ответов, поэтому на них должны ответить вы. Ваше поколение - в России, в Америке и по всему миру - должно найти эти ответы.

Иван Трефилов: Тем не менее, по словам американского президента, Россия для Соединенных Штатов должна стать одним из ключевых партнеров, с которым возможно решать глобальные задачи.

Барак Обама: В прогрессе должны участвовать разные страны. Именно поэтому я призвал к перезагрузке в отношениях между США и Россией. Нужна не просто новая страница в отношениях между Кремлем и Белым домом, хотя это и важно, и мы провели очень важные переговоры с вашим президентом и премьер-министром. Американцы и россияне должны упорно стремиться к тому, чтобы определить взаимные интересы и расширить диалог и сотрудничество, которые проложат дорогу к прогрессу. Это нелегкая задача, бывшим соперникам трудно выйти на общие цели и эффективно стремиться к их достижению. Но я убежден, что у американцев и русских, когда речь идет о важнейших проблемах, у нас есть общие чаяния и есть также общие интересы.

Иван Трефилов: Среди них Барак Обама назвал, в частности, борьбу с распространением ядерного оружия и терроризмом. Отдельная тема - противодействие мировому экономическому кризису.

Барак Обама:
Мы встречаемся с вами во время самой серьезной, глобальной рецессии в этом поколении. Я считаю, что свободный мир - это самая мощная сила в создании и распределении благосостояния. Но когда рынок становится бесконтрольным, когда слишком большой риск имеет место, когда нет регулирования, когда возникает коррупция, то где бы вы ни жили, на Миссисипи или на Волге, вы будете сталкиваться с проблемами. И американцы сейчас делают беспрецедентные шаги в направлении того, чтобы реформировать систему регулирования. Но так же как ни одна страна не может отгородиться от последствий глобального кризиса, так же точно никто не может быть единственным локомотивом глобального роста.

Иван Трефилов: Кроме того, как считает американский президент Россия и США должны наращивать сотрудничество и на двустороннем уровне.

Барак Обама: Существует огромный потенциал для увеличения сотрудничества между американцами и россиянами. Мы можем развивать свободную, справедливую торговлю, интегрированную с другими странами. Мы можем ускорить инвестиции, которые приведут к созданию рабочих мест в обеих наших странах. Можем создать партнерство в области энергетики, которое будет опираться не только на традиционные ресурсы, но и на новые источники энергии, для того чтобы способствовать росту и противостоять изменению климата. Все это американцы и россияне могли бы сделать вместе. Конечно, правительства могут содействовать этому сотрудничеству, но только люди должны его продвигать, так как люди являются основным ресурсом любой страны в XXI веке.

Иван Трефилов: В заключении он предложил всем российским гражданам подумать о том, какое будущее можно будет построить, отказавшись от старых барьеров и подозрений. Однако, его словам, это станет возможным только в том случае, если Россия и США будут действовать как партнеры.

Андрей Шароградский: Прокомментировать речь президента США Барака Обамы в Российской экономической школе я попросил главного редактора журнала "Россия в глобальной политике" Федора Лукьянова.
Федор, в своей речи (я процитирую Барака Обаму) президент США сказал: "Из-за нашей взаимозависимости любой мировой порядок, который пытается возвысить одну страну или группу людей над другой, неминуемо потерпит поражение. Стремление к власти уже не является игрой с нулевой суммой. Есть ли для вас что-то новое в такой интерпретации геополитической ситуации в мире вот в исполнении Барака Обамы?

Федор Лукьянов: Да нет, ничего нового нет, поскольку это соответствует его общему курсу на пересмотр тех установок, которыми руководствовалась прежняя администрация. По сравнению с тем, что мы слышали от США полгода или 7-8 месяцев назад, это, конечно, существенная перемена, и вот в этой констатации, что ни одна страна не может претендовать на самостоятельные какие-то доминирующие действия, - с одной стороны, это можно отнести к общеконцептуальным заявлениям, а с другой – можно усмотреть такую скрытую критику собственной страны в предшествующий период. В принципе, конечно, это достаточно отличающийся подход от того, к чему мы привыкли за предшествующие годы.

Андрей Шароградский: А в реальности этот подход будет соблюдаться нынешней администрацией или это пока только заявления декларативные?

Федор Лукьянов: Я думаю, что администрация достаточно серьезно нацелена на то, чтобы этот подход реализовать, прежде всего потому, что другой подход, как всеми признано, не сработал. И, собственно говоря, одна из причин прихода Барака Обамы, человека с новыми идеями, к власти заключается в том, что прежние идеи, в общем, совершенно дали не тот результат, на который все рассчитывали. Другой вопрос, что, например, говоря о необходимости коллективных действий во взаимозависимом мире, Обама и сейчас и раньше всегда упирал на, например, международные институты, многосторонние, которым надо придать новую жизнь. Вот совершенно непонятно, а возможно ли им придать новую жизнь или они настолько уже пришли в негодность, что просто не будут функционировать. Равно как и коллективность действий предусматривает, что не только Америка тянется к ним, но и остальные страны тянутся делать то, что Америка считает правильным, - вот здесь, по-моему, масса проблем, поскольку вообще вся мировая система находится в слегка анархическом состоянии. Но само стремление США, конечно, дает основания надеяться на какие-то перемены в мировой атмосфере.

Андрей Шароградский: Еще одна цитата из речи: "Россия должна играть в мире роль как великая держава, в этом случае глобальное партнерство только окрепнет". Вот в этом контексте как, по-вашему, Барак Обама понимает термин "великая держава"?

Федор Лукьянов: Я думаю, что имеется в виду великая держава в современном понимании, то есть та, которая не просто наращивает свои возможности за счет других, но участвует в каком-то коллективном управлении что ли мировыми делами. Обама в той же речи еще говорил много о том, как политика XXI века отличается от политики века XIX и ХХ, то есть совершенно другая ситуация. Это в том контексте, что игра с нулевой суммой, и такое великодержавное соперничество, которое было присуще мировой политике, скажем, в XIX веке, что это больше не работает. И Россию в этом смысле США хотят видеть вот таким сильным партнером. Конечно, при этом имеется в виду, что лидерские функции будут выполнять сами США.

Андрей Шароградский: Федор, вы присутствовали на выступлении Барака Обамы. Скажите, как тепло оно было встречено? И вообще, было ли для вас неожиданным, что, выступая в экономической школе, Барак Обама больше говорил о политике, нежели об экономике, особенно сейчас, когда мировой финансовый кризис?

Федор Лукьянов: Ну, Обама говорил не только о политике, он говорил и об экономике. Он все время возвращался к экономике, так сказать, в подтверждение своих мыслей о том, что совершенно иной мир, взаимозависимый, экономика переживает потрясения и так далее. Поэтому здесь как раз одно из другого очень естественно вытекало. А вот что касается приема, мне показалось, что прием был очень теплым. Было очень много народу, конечно, всех очень тронуло, что Обама вручил диплом лучшей студентке Российской экономической школы, выпускнице. В общем, как мне кажется, это мероприятие как раз удалось.

Андрей Шароградский: Вы назвали бы это мероприятие центральным пунктом повестки дня нынешнего визита Барака Обамы?

Федор Лукьянов: Ну, тут вопрос интерпретаций, потому что для российской стороны он, конечно, не был центральным, для российской стороны центральными были вчерашние переговоры. Для Обамы – не исключено, как для человека очень ориентированного на публичные сигналы, не исключено, что эта речь и была центральным событием. Ну, по аналогии с его речью в Каире. Мне показалось, что эта речь не была столь же ярко знаковой, как каирская речь, хотя речь была, конечно, очень хорошая и профессиональная.
XS
SM
MD
LG