Ссылки для упрощенного доступа

Генерал и пока губернатор


Известность Алтаю принесли не успехи, не губернатор, а криминальная охота с летальным исходом
Известность Алтаю принесли не успехи, не губернатор, а криминальная охота с летальным исходом
В сибирской республике Алтай в декабре истекут полномочия нынешнего главы Александра Бердникова. Он был назначен на этот пост четыре года назад, и выбор Москвы, как часто бывает, удивил местных жителей. Дело в том, что генерал милиции не блистал какими-то управленческими талантами, а на предыдущих выборах занял одно из последних мест.

За время правления Бердникова республика особых успехов не добилась.

О месте Горного Алтая в России говорит политолог Дмитрий Орешкин:

- Мы сравнили субъекты федерации по таким показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, уровень бедности, уровень безработицы, объем строительства жилья в год на сто тысяч жителей. Выделилась группа самого нижнего уровня - «отсталые». У четырех субъектов федерации этот комплексный показатель меньше полутора. Это Ингушетия, Калмыкия, Усть-Ордынский округ и Тыва. Алтай попал во вторую снизу группу, которая называется "депрессивная". Ближайшие соседи по этим показателям - Адыгея, Дагестан, Марий-Эл, Бурятия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ивановская область, Курганская область.
Нужны внеэкономические факторы – честный суд, честные выборы, конкуренция

У Алтая сильные позиции в разговоре с центром – хорошая демография, рождаемость на одном из первых мест, неплохая транспортная инфраструктура и перспективы постиндустриального развития - просто потому, что индустрии нет. Ситуация не безвыходная, но при этом нужно, чтобы народ немножко вздохнул. Нужны внеэкономические факторы – честный суд, честные выборы, конкуренция.

Экономика Алтая сегодня держится на туризме. Здесь частная инициатива показала себя без всякой помощи государства, появились новые турбазы и горнолыжные курорты.

Река Катунь
В 2006-2008 годах повадившиеся на Алтай российские федеральные руководители регулярно обещали региону разные дорогостоящие проекты, вроде газопровода через уникальное плато Укок или дороги в Китай. Некоторые грозили вернуться к проекту ГЭС на Катуни, которая затопила бы уникальные территории. Еще один спорный проект — железная дорога от Барнаула до Горно-Алтайска. Его явно пробивают для освоения государственных денег: возить по этой трассе нечего, с нынешним объемом перевозок вполне справляется автотранспорт.

Бывший глава правительства Республики Алтай Владимир Петров - о том, в каком состоянии все эти замыслы сейчас:

- Было много экономических проектов, но прежде всего это газопровод. Кроме того – строительство железной дороги, аэропорта,
Прошли почти четыре года с того времени, как эти обещания начали произноситься, но пока ни один проект не осуществляется
Катунской ГЭС, туристической рекреационной зоны. Прошли почти четыре года с того времени, как эти обещания начали произноситься, но пока ни один проект не осуществляется. Я думаю, что такие проекты, как железная дорога, как аэропорт, как дорога на Китай и газопровод, просто не нужны республике. Если даже их начнут реализовывать, то до конца не доведут. Надо более приземленные проекты осуществлять. Прежде всего - это поддержка агропромышленного комплекса, потому что 70% населения работает на селе и никуда не хочет уезжать, так как это коренные жители. Второе – поддержка туристического бизнеса и в целом туризма по республике. Потому что республика по климатическим условиям, по природе, по ландшафту, является привлекательным объектом. И третье, я считаю, это поддержка малого бизнеса. И республика начнет набирать обороты, уровень дотаций будет уменьшаться, люди будут довольны, будут зарабатывать деньги, безработица вообще, я думаю, исчезнет в республике.

Местные политики подозревают, что все связанные с государством объекты региона сданы в аренду финансово-промышленной группе "Сибма" единоросса Анатолия Банных, расставившей на ключевые властные посты своих людей.

Говорит Владимир Петров:

- Я бы не преувеличивал значение этой группы в республике. Конечно, у них самые большие возможности распила бюджетных денег, они полностью контролируют и откаты, отдают все подряды своим структурам. Но это же маленькая доля. А в агропромышленный комплекс они не идут, в туризм практически тоже, за исключением того, что захватывают земли. Но пока еще не знают, что с ними делать.

Главным политическим событием Алтая в первом полугодии 2009 года стала трагедия, произошедшая в феврале. В Чемальском районе республики разбился вертолет с охотниками, среди погибших был представитель президента в Государственной Думе Александр Косопкин. Александр Бердников не оказался на борту чудом — отказался лететь в последний момент.

Во время поисков пострадавших было обнаружено, что они занимались в заповеднике браконьерством — охотились с вертолета на занесенных в Красную книгу архаров. Сначала были обнаружены три туши убитых архаров, потом еще две.

Организатором этой браконьерской охоты и был тогдашний вице-премьер и крупнейший алтайский предприниматель Анатолий Банных. Он во время авиакатастрофы чудом не пострадал.

Сейчас опубликовано заключение Межведомственной авиационной комиссии. Выяснилось, что обслуживавшие начальство пилоты вертолета нарушили все мыслимые инструкции — обманывали диспетчеров, сообщая ложные координаты, рисковали пассажирами, что и привело, в конце концов, к катастрофе.

Браконьерская охота вызвала взрыв возмущения — тем более, что этот случай был не первым.

Руководитель духовного центра "Алтай" Атай Кине рассказывает, что в республике возникло стихийное движение против "царских охот", активисты которого потребовали дать народу возможность контролировать чиновников:

- Нам пришлось защищать природу Алтая. Я занимаюсь традициями алтайцев. Публичные политики почти все испугались ситуации, испугались президента. Был ранее такой же случай с Сергеем Ястржембским. Людей с такими громкими именами ловили с поличным, но никаких выводов не было сделано. Все охоты с вертолета – это нарушение закона, тем более, с применением автоматического оружия.

Участники акций протеста в Горно-Алтайске, ранее добившиеся отмены плана объединения Республики Алтай и Алтайского края, потребовали от президента России отстранения Александра Бердникова от должности. Но на это Москва не пошла, а уголовное дело по факту браконьерства прокуратура возбудила лишь через три месяца после трагедии, объединив его с расследованием дела об авиакатастрофе.

Через несколько месяцев после катастрофы единоросс Анатолий Банных все же решил уйти в отставку с поста вице-премьера республиканского правительства. Глава Алтая Александр Бердников, прекрасно знавший о подготовке преступления — его непосредственные подчиненные готовили браконьерскую охоту и участвовали в ней, так поступить не догадался.

Сегодня алтайцы ждут: будет ли несущий моральную ответственность за чемальскую трагедию Александр Бердников переназначен или все же Москва найдет другого кандидата.

Рассказывает главный редактор горно-алтайской газеты "Листок" Сергей Михайлов.

- Судя по активности разных федеральных органов, которые ведут здесь разведку, похоже, что вопрос решен. На сессии Госсобрания, как мне сказали депутаты от КПРФ, Бердников обмолвился: я с вами будут до октября. Его не переназначат. То есть, он убежден, что его не переназначат, некоторые говорят, что его досрочно снимут в порядке наказания, чтобы показать другим руководителям, что какая-то ответственность существует

- А есть какие-то претенденты? Что говорят в Горно-Алтайске о том, кто может возглавить республику?

- Существуют опасения, что группа «Сибма», которая фактически владеет республикой Алтай, вместо Бердникова попытается назначить еще одного своего человека, полностью подконтрольного. Говорят, что мэр города Горно-Алтайска Виктор Облогин может стать губернатором. Говорят, что депутат Госдумы от нашего региона по списку «Единой России» Сергей Пекпеев спит и видит себя губернатором. Говорят, что руководитель управления ФСБ по республике Алтай Сергей Карамаев, сын руководителя облисполкома, может стать губернатором.

Конечно, есть пожелание - хотелось бы чужого, не ангажированного, не коррумпированного, типа Никиты Белых, молодого человека, который из карьерных соображений будет развивать регион.

На ситуацию с назначением нового руководителя Республики Алтай могут повлиять и самые последние события – новые акции протеста. Работники предприятия «Магистраль», которому чиновники не оплатили выполненные работы, попытались перекрыть шоссе Чуйский тракт, ведущий в Монголию. Как сообщает корреспондент Радио Свобода Олег Купчинский, они за последние две недели пытались это сделать трижды. Однако их либо убеждали не перекрывать дорогу, либо оттесняли с трассы с помощью бойцов ОМОНа. Последний раз - 10 июля - пикетчики провели на Чуйском тракте 10 минут. После этого снова были вынуждены продолжить пикет на обочине, а шестеро организаторов акции, в том числе и руководитель "Магистрали" Василий Пиряев, привлечены к административной ответственности.

«Магистраль» – это основное предприятие республики, которое занимается ремонтом и строительством дорог, мостов и тоннелей. Участники акции требуют обеспечить их госзаказом и работой, а также погасить многомиллионные долги по зарплате. Сейчас свыше ста единиц тяжелой дорожной техники компании арестовано в счет долгов по банковским кредитам. Руководство "Магистрали" заявляет, что бюджет Республики Алтай задолжал им за проделанную работу 45 миллионов рублей. Генеральный директор Василий Пиряев полагает, что местные чиновники сознательно посадили "Магистраль" на голодный паек, лоббируюя интересы других фирм и отдавая им подряды на строительные работы.

В кабинете министров Республики Алтай считают, что сумма долга бюджета перед предприятием завышена, а оставшийся долг не погашается по вине самих дорожников из-за неправильно оформленных документов. И вообще в правительстве полагают, что всему виной – неэффективное руководство компании. "Магистраль" в этом году не участвовала в большинстве тендеров на строительство и ремонт дорог.

На недавней встрече представителей «Магистрали» с Александром Бердниковым стороны остались на своих позициях. Дорожники требовали себе постоянных подрядов и оплаты работ, а глава республики призывал их работать более эффективно и решать спорные вопросы через суды и антимонопольную службу. Тем не менее, он обратился в прокуратуру с просьбой проверить законность действий правительства при распределении подрядов на дорожные работы. Пока же прокуратура возбудила уголовное дело по факту невыплаты заработной платы сотрудникам «Магистрали» и проверяет версию об умышленном банкротстве предприятия.

10 июля в ходе последнего пикета к работникам «Магистрали» впервые присоединились сотрудники ряда других предприятий дорожно-строительного комплекса и представители местных общественных организаций. В частности, "Вече - Курултая народов Республики Алтай". Эта организация находится в жесткой оппозиции к правительству и к самому Александру Бердникову и резко критикует экономическую политику властей. Участники акции обратились к президенту России с призывом разрешить всенародные выборы следующего руководителя республики. Они также потребовали от руководства Эл-Курултая – местного парламента – собрать внеочередную сессию, чтобы обсудить деятельность правительства региона. Авторы заявления считают, что в Горном Алтае идут рейдерские захваты промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Участники акции по перекрытию дороги обвинили Александра Бердникова в том, что он, вопреки указанию Владимира Путина, самоустранился от решения проблем, которые накопились в регионе, что и привело к акциям протеста.

В отличие от ситуации в Пикалево или на тракторном заводе в Рубцовске, в невыплатах в Республике Алтай виновны не частные собственники, а именно государственные чиновники, не оплачивающие выполненные по госзаказу подряды.
Попытки перекрыть ведущую в Монголию федеральную трассу могут обратить на себя внимание Москвы и заставить президента и премьера задуматься о дееспособности нынешнего руководства Республики Алтай.

Бывший премьер Республики Алтай Владимир Петров рассчитывает на перемены во власти региона:

- Все зависит от президента, конечно. Наш глава давно исчерпал себя, на работе не появляется, ведет свободный образ жизни. Надо менять его для пользы дела. Пусть, если кандидата у нас на месте не видят, привезут человека, который действительно будет работать, будет заботиться о людях, об экономике, о социальной сфере.

(Фрагмент программы "Время политики" с Михаилом Соколовым)
XS
SM
MD
LG