Ссылки для упрощенного доступа

В Молдавии прошли акции к годовщине сталинских депортаций 1949 года


Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Кишиневе Ирина Северин.

Марина Дубовик: На уходящей неделе в Молдавии вспоминали трагические события 60-летней давности - сталинские депортации 1949 года. Участники акций протеста требовали вернуть конфискованное коммунистами имущество.

Ирина Северин: На этой неделе в Кишиневе прошел "Марш депортированных". На протест против коммунистов на это раз вышли пожилые люди - жертвы массовых депортаций. Они требуют восстановления льгот депортированным, которые существовали до прихода коммунистов к власти, и возвращения собственности их родителей. Жертвы массовых репрессий требуют компенсации за принудительный труд в невыносимых условиях депортации, адресуя эти требования не только коммунистам, но и российскому руководству. Валентина Стурза, глава Ассоциации бывших депортированных и политических заключенных, рассказала в интервью для Радио Свобода.

Валентина Стурза: 17 июня 1941 года был первый вал депортаций, а 6 июля - уже второй. Если в 1941 году были репрессированы, высланы более 22 тысяч человек, то 6 июля 1949 года удвоилось это количество - более 40 тысяч. А в 1951 году депортировали около 300 тысяч человек.

Ирина Северин: Я вижу, здесь очень много людей, у каждого трагическая судьба, и в основном это люди пожилые. Это, наверное, те, кто в детстве были депортированы.

Валентина Стурза: Безусловно. Уже дети, которые тогда были репрессированы вместе с родителями, имеют сегодня 70-80 лет. И мы сегодня против коммунистов молдавских, доказали им, что мы еще живы, что мы еще можем бороться за наше будущее, за возвращение имущества, которое конфисковали у наших родителей. Кроме того, мы просим, чтобы нас возместили компенсацию за те годы, которые мы там работали. Вот мы, например, 15 лет там жили, там работали, и нам компенсацию не платят за годы, проработанные там. Мы были депортированы в 1941 году вместе с родителями. Отца забрали, осудили его к расстрелу только потому, что он был примарем, председателем сельского совета, и был депутат в парламенте Румынии, потому что это было до 1940 года. Он был награжден Золотым крестом Карлом Вторым. Он очень много построил в этом селе, где он работал 9 лет примарем. И за эти заслуги присудили ему расстрел.

Ирина Северин: Как сложилась ваша судьба?

Валентина Стурза: Мы были - четверо детей, мама и дедушка с бабушкой. Бросили нас в казахские пустыни, в Казахстане. Нас детей, запрягали, мы носили кирпичи в печку, а потом в этих горячих печках нам надо было зайти, вытаскивать кирпичи и складывать на улицу. Нам дали такой барак из камыша. Под нами змеи ползали. Там был один артезианский колодец, где нам не разрешали пойти и взять оттуда воду, а только был такой арык, выкопанный, где вода шла на ирригацию земель, а там плавали гадюки, казачки стирали, купались ослы. Мы брали эту воду, приносили, мама ее кипятила, и тогда готовили.

Ирина Северин: Ваш труд не оплачивали, когда вы работали?

Валентина Стурза: Нам никто ничего не оплачивал. У нас тут пенсия маленькая, к пенсии имеем 4 лея 50 бануц за те годы, которые мы там работали. А вот в России компенсируют к пенсиям депортированным по 400, по 1000 рублей, они имеют 50 процентов льготы на коммунальные услуги. А нам здесь все сняли. Имели и мы тут 50 процентов, а как коммунисты стали у власти - забрали.

Ирина Северин:
Есть такое мнение, что коммунисты, которые сейчас у власти, - это не те коммунисты, которые были в советское время. Ваше мнение?

Валентина Стурза: Эти коммунисты хуже! Те коммунисты имели приказ Москвы, чтобы они выслали столько семей. А эти коммунисты нас уничтожают.

Ирина Северин: И молдавское правительство вас не поддерживает?

Валентина Стурза: Нас не поддерживает. И очень жалко, что сегодняшний премьер наш, Гречаная, тоже была выслана, ее родители в 1951 году были высланы в Сибирь, и она там родилась, а не приняла нас на собеседование. Они все украли, и теперь у них нет денег. Сын Воронина - миллиардер, внучка - миллионерша, живет в Англии, там купили ей замок. А мы тут бедствуем!

Ирина Северин: Еще один участник "Марша депортированных" - Бусеек Василий - высказал свое мнение по поводу компенсации жертвам массовых депортаций.

Василий Бусеек: Я, Бусеек Василий, был сослан в 1949 году с матерью. Меня заставили работать там с возраста 14 лет. И так я проработал 7 лет там. Меня эксплуатировали подростком. Я требую от Медведева, от Путина, чтобы мне платили, как платят немцы другим нациям. Я имел льготы, мне сняли все. Эти террористы - коммунисты, большевики, которые сидят здесь, - они богачи!

Ирина Северин: Председатель Либерально-демократической партии Молдавии Влад Филат считает, что решение проблем депортированных - задача государства.

Влад Филат: В первую очередь государство республики Молдова должно реабилитировать этих граждан, которые были депортированы. Так это предусматривает закон. Это означает, что все, что касается реабилитации, должно взять государство. Что касается России, это опять же роль государства - в переговорном процессе найти способ для дальнейшей реабилитации этих граждан. Это принципиально.

Ирина Северин: Как стало известно на этой неделе, мэрия Кишинева выделила средства на создание памятника жертвам депортаций.
XS
SM
MD
LG