Ссылки для упрощенного доступа

Правительство внесет в Госдуму законопроект о выплате компенсаций жертвам терактов


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Александр Гостев: Правительство России намерено внести в Государственную Думу законопроект о выплате компенсаций жертвам террористических актов и пострадавшим в ходе контртеррористических операций. Соответствующий законопроект уже подготовлен Министерством юстиции. По мнению разработчиков, принятие такого закона может существенно сократить поток жалоб россиян в Европейский суд по правам человека. Однако пострадавшие от терактов сомневаются, что закон реально защитит их интересы.

Марьяна Торочешникова: Уполномоченный РФ в Европейском суде по правам человека Георгий Матюшкин заявил о том, что в Минюсте подготовлен законопроект о выплате компенсаций гражданам, пострадавшим при терактах или проведении контртеррористических операций. Проект предусматривает такой порядок, при котором для получения компенсаций будет достаточно обратиться с заявлением в специальную комиссию, минуя длительную судебную процедуру. Текст законопроекта на сайте Минюста пока не появился, в министерстве от комментариев воздерживаются, да и большинство депутатов, хотя и говорят, что слышали о чем-то подобном, все же не спешат с оценками, поскольку проекта не видели.
Впрочем, сами пострадавшие на инициативу Минюста не слишком надеются. Они давно ждут от депутатов закона, который бы устанавливал порядок оказания социальной помощи жертвам терактов и даже предлагали собственные законопроекты. Так, например, год назад организации "Норд-Ост", "Голос Беслана" и "Волга-Дон" направляли свой текст закона и в Государственную Думу, и в правительство, и в администрацию президента. Ответ пришел только от депутатов. Говорит председатель организации "Голос Беслана" Элла Кесаева.

Элла Кесаева: Был только один ответ - из Государственной Думы, содержание которого сводилось к тому, что привилегия потерпевшим возмутит общественность, то есть полный отказ. Не важно, кто выдвигает. Если наш законопроект отклонили, то пусть это будет любой - Минюст или еще кто-то, лишь бы этот закон приняли. Сейчас мы настаиваем, чтобы нас ознакомили, чтобы мы имели возможность внести предложения свои. Потому что это касается конкретно нас, и выходит, что закон принимают, а потерпевших никто не спрашивает.

Марьяна Торочешникова: Сопредседатель региональной общественной организации содействия защите пострадавших от террористических актов "Норд-Ост" Татьяна Карпова убеждена: специальный закон для пострадавших от терактов необходим. Сегодня в России жертвы терактов не имеют особого статуса, и, как правило, поддержка таких людей государством носит весьма символический характер.

Татьяна Карпова: Если у нас в семье погибли два человека - и мама и папа, и осталась бабушка - опекун, то через суды мы могли ей выхлопотать пенсию в размере 250 рублей в месяц. В прошлом году нам пришлось заниматься жуткой совершенно, я считаю, темой, как у нас наши дети-сироты - как Беслан, как Волгодонск, как Волгоград, Сочи, теракты в самолетах - учатся в школе-интернате подмосковном. Это школа-лицей специально для детей-сирот организована. И вы знаете, у нас в прошлому году стало государство облагать этих детей просто ужасным налогом за то, что они там учатся бесплатно. Поэтому вот чтобы не было такого кощунства, нам этот закон просто необходимо. Но нам кажется, что то, что принял Минюст, наверное, в большей степени относится, скорее всего, к чеченцам, чтобы поднять их требования, которые они выставляют просто огромное количество, уже завален Страсбург их заявлениями о том, что у них там пропал кто-то, что они пострадали при терактах. Вот чтобы каким-то образом их заставить замолчать. Ну, не знаю, мы не верим, что для нас сейчас что-то обернется положительной стороной, к нашим пострадавшим при теракте в "Норд-Осте", Беслане и так далее, мы не верим в это. Это, по-моему, просто очередная отписка нашего государства. Дай бог, если вдруг они все-таки поняли, что это необходимо сделать.

Марьяна Торочешникова: Адвокат Людмила Айвар отмечает: законопроект, о котором сообщил журналистам Уполномоченный Российской Федерации в Европейском суде по правам человека, в случае его принятия вовсе не решит проблем людей, пострадавших от терактов в Москве, Беслане, Волгодонске и других городах. По приблизительным подсчетам, в последние 10 лет от терактов, произошедших в России, пострадали более 30 тысяч человек.

Людмила Айвар:
К сожалению, приходиться констатировать, что это совершенно другой закон, не тот, о котором говорили мы, когда представляли интересы жертв "Норд-Оста", чем мы и сейчас занимаемся. Это совершенно иное, это закон, который регламентирует возмещение вреда на период восстановления конституционного строя в Чечне. Данный закон, конечно, в некоторой степени регулирует компенсации, которые необходимо выплачивать пострадавшим, но, тем не менее, он, с моей точки зрения, является недостаточно совершенным, не тем, который мы хотели бы видеть, и не в том объеме, в котором мы бы хотели видеть.
Что предлагали мы и что нужно принять для того, чтобы хоть как-то защитить права пострадавших? Во-первых, в этом законе никак не говорится об иностранных гражданах, которым причинен вред на территории Российской Федерации. Во-вторых, в законе ничего не говорится о российских гражданах, которым причинен вред террористического акта за границей, например, как это было в Египте. В-третьих, чем не нравится этот законопроект, во всяком случае, что я о нем слышала, это то, что размер, объем возмещения вреда будет определяться созванной в соответствующем регионе комиссией, которую будет возглавлять глава региона. И здесь уже кроется некая такая корыстная составляющая, когда какая-то комиссия будет определять размер возмещения вреда. Мы же говорим о том, что размер возмещения вреда должен быть определен в отдельно взятом законе, который мы предлагали назвать "О защите прав пострадавших от терроризма". Потом мы думали и предлагали, чтобы закон о защите прав пострадавших от терроризма определял понятие и определял статус потерпевшего от террористического акта, содержал социальные льготы, реабилитацию на лечение, протезирование, льготы по оплате коммунальных платежей, льготы детям-сиротам при поступлении в вуз.
Нужно создавать фонд, где бы аккумулировались средства и от государства, и благотворительные средства, и средства, которые получены от незаконной деятельности и финансирования терроризма, то есть те счета, которые финансировали терроризм. Из этих фондов распределялись бы денежные средства, которые бы пошли в защиту пострадавшим. Это мы имели в виду, но, к сожалению, тот закон, который сейчас в кулуарах где-то теплится для принятия его, он немножко не тот.

Марьяна Торочешникова: Уполномоченный РФ в Европейском суде по правам человека Георгий Матюшкин рассчитывает на то, что Дума примет закон о компенсациях, а вслед за этим Страсбург вернет жалобы россиян на нарушения, допущенные в ходе проведения контртеррористических операций. Подобных обращений из России в Европейский суд поступает множество, и чаще всего решения принимаются в пользу заявителей. Создание в стране механизма урегулирования этой проблемы, полагает Матюшкин, позволит вернуть рассмотрение подобных дел на национальный уровень и избавит российскую казну от огромных штрафных санкций.
XS
SM
MD
LG