Ссылки для упрощенного доступа

"Миры" завершают второй год на Байкале


За два сезона работы на Байкале "Миры" вполне освоились в пресной воде
За два сезона работы на Байкале "Миры" вполне освоились в пресной воде

Глубоководные обитаемые аппараты, участвовавшие в съемках голливудского "Титаника" и погружавшиеся под лед на Северном полюсе, исследуют экологическое состояние крупнейшего резервуара пресной воды на планете.


Проект "Миры на Байкале" рассчитан на два года (2008-2009), и ключевую роль в реализации подготовленной Российской академией наук программы исследований играют глубоководные обитаемые аппараты "Мир". Благодаря им стала возможной первая в истории постсоветской России (после экспедиций 1975 и 1991 годов) серия погружений на дно крупнейшего пресного озера планеты. Своеобразным дебютом она стала и для самих "Миров". Во-первых, аппараты никогда прежде не работали в пресной воде. Во-вторых, они впервые погружались не с "родного" корабля-носителя "Академик Мстислав Келдыш", а со специализированной баржи "Метрополия", которую пришлось кардинально перестраивать для того, чтобы она справилась с этой задачей. Сами "Миры" (а каждый из них весит почти 19 тонн) организаторам экспедиции — Фонду содействия сохранению озера Байкал и группе компаний "Метрополь", финансирующей проект, — удалось доставить из Калининграда в Улан-Удэ грузовым самолетом "Руслан". Из столицы Бурятии на восточное побережье Байкала аппараты добирались на барже по реке Селенге. Осенью нынешнего года тот же путь им предстоит проделать в обратном направлении — "Миры" вернутся в Калининград на "Академик Келдыш".


Как рассказал корреспонденту Радио Свобода заместитель директора Института океанологии им. П.П. Ширшова Николай Римский-Корсаков, в ближайшие планы "Миров" входят исследования бескислородной жизни в гидротермальных источниках Атлантического океана и, возможно, коммерческие рейсы к обломкам "Титаника" — через три года исполнится 100 лет со дня крушения лайнера.

Пока что ни постоянные члены экспедиции, ни гости из Москвы антропогенного мусора в глубинах озера не обнаружили

Но пока что "Миры" на Байкале. После каждого спуска они поднимают на поверхность пробы — подводную флору и фауну, воду, грунт. "Очень важна сама придонная вода, потому что именно здесь обычно концентрируются все загрязнения, — говорит Николай Римский-Корсаков. — Пока я могу сказать, что никаких превышений предельно допустимых концентраций каких-то веществ здесь не обнаружено. Кроме того, на основе других работ, который проводил наш институт вместе с МЧС РФ, нами были сделаны заключения о хорошем состоянии Байкала. Механические загрязнения представлены в виде автотехники, которая время от времени проваливается под лед, но с небольших глубин ее обычно поднимают".

Более подробно описать состояние экологического здоровья озера ученые смогут после того, как все пробы проанализируют в лабораторных условиях. Пока что ни постоянные члены экспедиции, ни гости из Москвы (а в июле этого года глава Росприроднадзора Владимир Кириллов лично спускался на дно Байкала на борту "Мира-2" и оценил экологическое состояние озера как хорошее) антропогенного мусора в глубинах озера не обнаружили.

Зато удалось сделать другие открытия. В июне во время очередного погружения экипаж под руководством Героя России Евгения Черняева наткнулся на срез пород светло-желтой, похожей на мрамор полупрозрачной породы. Но стоило манипулятору отобрать образец, как он начал разрушаться, а обломки быстро всплыли и исчезли в толще воды.

Глава Росприроднадзора Владимир Кириллов (справа), пилот "Мира" Евгений Черняев (в центре) и руководитель ГК "Метрополь" Михаил Слипенчук (слева) после успешного погружения на дно Байкала

Заключение ученых было однозначным: на дне озера обнаружены газовые гидраты. Эти кристаллические соединения воды и газа (в данном случае — метана) образуются при определенном сочетании давления и температуры. Еще в 1960-е годы залежи газовых гидратов в России были найдены в зоне вечной мерзлоты. На протяжении многих лет их рассматривали как потенциальный источник ископаемого топлива, и сегодня они вызывают особенный интерес как с фундаментальной, так и с прикладной точки зрения — при распаде гидратов метан высвобождается.

О том, что в поверхностных осадках Байкала есть газовые гидраты, ученые знали уже с 2000-го года. По словам ведущего научного сотрудника Института океанологии Александра Егорова, открытие заключается в том, что удалось найти выход залежей, непосредственно контактирующий с водой. Почему газовый гидрат сразу же не растворился? Пока у ученых нет четкого понимания физической природы этого явления. Вполне возможно, оно носит случайный характер, то есть в озере идет какой-то динамический процесс, который выталкивает газогидраты на донную поверхность.

По предварительным оценкам Александра Егорова, на дне Байкала может быть связано в газогидраты около 13 миллиардов кубометров метана. Впрочем, на Байкале, учитывая экологическую уникальность озера, разрабатывать месторождения газовых гидратов в промышленных масштаб никто не собирается. "Вряд ли кто-то будет здесь в ближайшем будущем добывать газогидраты, — уверен заместитель директора Института океанологии, — Ну если уж в стране совсем с газом станет плохо, но пока ситуация вроде бы не такая критическая. А вот изучать процессы их образования и способствовать тем самым добыче газогидратов в других местах, это, конечно, на Байкале будет обязательно".

Уникальность Байкала заключается в том, что несмотря на его глубину — свыше 1600 метров, — вода в нем равномерно насыщена кислородом. Охлаждаясь осенью, верхние слои смешиваются с нижними теплыми, и в отличие от других глубоководных водоемов, обитатели которых сосредоточены в поверхностных слоях, в водах Байкала есть жизнь по всей глубине.

Так выглядит "лицо" "Мира"

Помимо фундаментальных научных наблюдений (а озеро Байкал, по словам участников экспедиции — не только уникальная геологическая и экосистема, но и настоящая модель Мирового океана в миниатюре, где есть и склоны, и каньоны, и мощные устья рек), ученые по итогам исследований планируют разработать комплекс практических рекомендаций, призванных максимально оптимизировать хозяйственную деятельность в регионе.

Вести ее на берегах включенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО озера так или иначе приходится. Печально известный Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат до недавнего времени сбрасывал в Байкал очищенные вроде бы стоки. Минувшей осенью, правда, он был сначала переведен на замкнутый водооборот, а потом и вовсе остановлен. Несколько лет назад резонанс по всей стране вызвала идея прокладки нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан в непосредственной близости от береговой линии озера. В итоге проект все-таки был изменен (по личному распоряжению тогда еще президента Владимира Путина) — соответствующий участок сдвинули на несколько сотен километров в сторону.



Сейчас на берегах Байкала создаются две особые экономические зоны туристско-рекреационного типа — в Иркутской области ("Ворота Байкала") и в республике Бурятия ("Байкальская гавань"). Официальная презентация последней состоялась буквально неделю назад. Президент Бурятии Вячеслав Наговицын, стоя на берегу Байкала, признался, что когда республика выиграла конкурс на право создания зоны, выяснилось, что строить ничего нельзя — нормативные акты "не позволяют здесь даже лопату воткнуть". Как заявил глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрей Алпатов, с началом работ в "Байкальской гавани" строительство туристической инфраструктуры на Байкале впервые будет осуществляться законным образом. Своими глазами увидеть, насколько "цивилизованный" туризм сознательнее процветающего ныне "дикого", защитники Байкала, как ожидается, смогут уже через год-два. В российском правительстве надеются, что к тому времени рекреационная зона на восточном берегу Байкала будет в состоянии принять первых гостей. А пока что властям республики, по их собственному признанию, приходится ежегодно вооружать улан-удэнских школьников мешками для мусора и вывозить их на озеро — не столько на отдых, сколько на уборку территории.
XS
SM
MD
LG