Ссылки для упрощенного доступа

Взрывы в Джакарте: кто стоит за террористической деятельностью в Индонезии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ирина Лагунина.

Андрей Шароградский: По меньшей мере 9 человек убиты и 52 ранены в результате двух взрывов, произошедших в столице Индонезии, Джакарте. Среди погибших - гражданин Новой Зеландии, еще 13 иностранцев в числе пострадавших. Взрывы в отелях "Риц Карлтон" и "Мариотт" совершили смертники. Напомню, что в 2003 году при взрыве бомбы в отеле "Мариотт" в Джакарте погибли 12 человек, около 150 были ранены. О том, кто стоит за террористической деятельности, в Индонезии, я беседую с обозревателем Радио Свобода Ириной Лагуниной.
Ирина, можно ли с уверенностью говорить о том, какие цели преследовали те, кто совершил теракты в Джакарте.

Ирина Лагунина: Для начала надо, чтобы кто-то взял на себя ответственность за эти теракты. И судя по всему, судя по почерку этих терактов, это совершила индонезийская местная группа, она называется "Джамаа Исламия", и она известна целой кампанией террора, которую она проводила с 2000 до 2005 года. Я напомню некоторые теракты. Прежде всего эта группа стала известной в 2002 году, после того, как были совершены теракты в Бали, в результате которых погибли 202 человека. Затем были в 2003 году нападения, теракт против той же гостинцы "Мариотт". В 2004 году австралийское посольство подверглось нападению. В 2005 году - опять Бали, но тогда уже группа немножко сменила почерк, потому что до этого все нападения совершались с помощью автомашин, мини-автобусов, нагруженных взрывчаткой. В Бали в 2005 году уже были террористы-смертники, что, по мнению экспертов, тогда показывало, что полицейское преследование и преследование спецслужбами этой организации имело свои плоды.

Андрей Шароградский: Какие цели преследует эта организация "Джамаа Исламия"?

Ирина Лагунина: Организация, как я уже сказала, местная, но она тесно связана с "Аль-Каидой", и зарегистрированы случаи даже их связи и непосредственных встреч руководства "Джамаа Исламия" с руководством "Аль-Каиды", в результате которых они получили определенное финансирование. Еще деньги поступают туда из Сингапура, из Таиланда, из Малайазии, весь регион здесь участвует, как, впрочем, и боевики этой организации - тоже не только местные индонезийцы. Группа ставит своей целью создание великого исламского государства, такого суперисламского государства в Индонезии, в Малайзии, на юге Филиппин, на юге Таиланда, в Сингапуре и в Брунее - вот это все должно быть объединено в единое исламское государство. И форма ислама, которую они проповедуют, она очень схожа с формой ислама "Аль-Каиды" - это салафитское направление. Но что отличает эту группу от даже других радикальных групп, это абсолютное разрешение своим членам, данное этой группой, убивать кого угодно, кто не придерживается именно вот этой вот строгой разновидности ислама. То есть даже по сравнению с "Аль-Каидой" они более радикальны, потому что убивать мусульман тоже можно по их идеологии. И вот любопытный момент, что сейчас все говорят, есть разные данные, что там 200 боевиков основных, правда, основное руководство не поймано, но крупных лидеров, кто-то говорит - 400, но что самое удивительное, что в Индонезии эта группа, тем не менее, как политическая группа не запрещена.

Андрей Шароградский: На кого она опирается?

Ирина Лагунина: На молодежь, которой промыли мозги. Вот я начала говорить, что она не запрещена как политическая группа, то есть фактически вы можете быть членом "Джамаа Исламия" - и вас за это не тронут. Дело в том, что у нее, несмотря на то, что она образовалась в 1993 году официально, довольно глубокие корни в индонезийском обществе, еще в 60-е годы, и этим она похожа на ХАМАС и "Хезболлах" ливанскую, они сделали социальную сеть. Так же как ХАМАС выиграла выборы в Газе только потому, что у нее была своя социальная сеть, а не политически она привлекательна для людей, вот так же и "Джамаа Исламия" - у нее есть своя социальная сеть, есть свои школы. И фактически, несмотря на вот эту кампанию правоохранительных органов против основных лидеров этой организации, ряд их учреждений все равно функционирует, все равно остался, и все равно они привлекают все больше и больше молодежи в свои ряды. Кстати, правоохранительные органы в 2008 году поймали основного главаря этой организации, ему удалось бежать, и он в течение 12 месяцев скрывался, - и эксперты тогда уже сказали, что этот побег и тот факт, что его столько времени не могли поймать, показывает, что организация существует, что у нее есть свои ячейки, о существовании которых полиция не знает, спецслужбы не знают, и что у нее есть в рядах люди, которые не зафиксированы в полицейских архивах и в архивах служб безопасности. И тогда эксперты уже стали предсказывать, что будут новые теракты, что, в общем, и произошло.
XS
SM
MD
LG