Ссылки для упрощенного доступа

Европа делает ставку на солнце


Европа делает ставку на солнце
Европа делает ставку на солнце

По мере того, как цены на нефть растут (а среднемесячная цена за баррель основных марок уже превысила 70 долларов), мир вновь поворачивается к альтернативной энергетике. Так, проект Desertec предполагает поставки в Европу электричества, вырабатываемого на расположенных в Сахаре тепловых солнечных станциях.


Полтора десятка крупных европейских энергетических и электротехнических компаний официально представили проект поставок в Европу электроэнергии, выработанной на новых солнечных электростанциях в пустыне Сахара. По прогнозам, в случае успешной реализации программа сможет удовлетворить до 15-20 процентов общеевропейского спроса на электроэнергию.


Энергию солнца предполагается использовать не напрямую через солнечные батареи, а посредством так называемых "тепловых солнечных" электростанций. С помощью системы специальных зеркал солнечная энергия фокусируется и используется для нагрева воды или другой рабочей жидкости, которая в результате превращается в пар. Дальше, как на обычной тепловой электростанции, пар вращает турбины, а те — генераторы, вырабатывающие электроэнергию. Наряду с солнечными электростанциями, в Сахаре планируется строить и ветровые.

Миллиарды на солнце


Проект, получивший название Desertec, предусматривает также строительство высоковольтных линий передачи выработанной энергии по дну Средиземного моря в страны Южной Европы и оттуда в другие страны Евросоюза. Среди участников проекта — крупнейшие немецкие энергокомпании (E.ON и RWE), страховая компания Munich Re, Deutsche Bank, концерн Siemens, а также крупнейший в мире производитель оборудования для линий электропередачи, шведско-швейцарская ABВ. Общая стоимость проекта оценивается пока в 400 миллиардов евро (550 миллиардов долларов по текущему курсу).


Сами по себе технологии солнечных тепловых электростанций не новы. Такие станции, например, еще с 1980-х годов работают в американском штате Калифорния, почти десять лет назад их построили на юге Испании. Прокладка по дну моря линий электропередачи тоже применяется давно. Так чем же объясняется нынешний ажиотаж вокруг Desertec?


"Здесь просматриваются две основные причины: интересы крупных компаний, участвующих в нем, и осознание исчерпаемости традиционных энергоресурсов, — полагает сотрудник немецкого Агентства возобновляемых источников энергии Филипп Форер. — Заметную роль сыграл и прошлогодний рекордный взлет мировых цен на нефть. Теперь даже Международное энергетическое агентство не исключает, что уже в следующем десятилетии один баррель нефти может стоить около 200 долларов. Промышленные компании, участвующие в проекте, естественно, хотели бы в дальнейшем на нем неплохо зарабатывать. А страховщики, например, несут сегодня немалые убытки в результате загрязнения окружающей среды и общего потепления климата — им приходится возмещать ущерб, нанесенный клиентам наводнениями, ураганами или засухой. Наконец, значительную роль в продвижении проекта сыграет и Всемирная конференция по охране окружающей среды, которая пройдет в декабре этого года в Копенгагене. На ней, как ожидается, будет разработан новый международный документ, заменяющий Киотский протокол".

Дотации, только дотации


На первых порах Desertec и подобные ему проекты невозможны без правительственных дотаций, признает Филипп Форер, однако в будущем, по его мнению, солнечные тепловые электростанции наверняка составят конкуренцию обычным тепловым. "Ископаемые энергоресурсы постоянно дорожают, а солнце Сахары не будет выставлять нам счета, — объясняет эксперт. — Со временем солнечная энергия может оказаться даже дешевле и надежнее атомной. Кроме того, за те несколько десятилетий, пока в Сахаре будут строиться новые солнечные тепловые электростанции, энергокомпании потратят огромные деньги на поддержание и неизбежный ремонт действующих обычных. По нашим расчетам, благодаря проекту Desertec можно будет отказаться от строительства почти 300 новых атомных станций, необходимых для удовлетворения возрастающих потребностей Европы в электроэнергии. Не говоря уже о том, что строительство этих АЭС потребовало бы гораздо больших денег, чем 400 миллиардов евро на проект Desertec. Наконец, сегодня один киловатт-час электроэнергии, вырабатываемой на солнечных тепловых станциях, обходится в среднем примерно в 15 центов. Но уже лет через десять он будет стоить вдвое меньше. И если сама солнечная энергия и через 10 лет останется относительно дешевой, то традиционные энергоносители будут лишь дорожать".


15 центов — это почти втрое больше средней себестоимости производства киловатт-часа на обычной европейской тепловой электростанции. Но, например, себестоимость производства киловатт-часа на электростанциях, использующих энергию ветра, за последние 20 лет, по данным компании Siemens, снизилась в три раза.


Но пока что участники Desertec подписали лишь декларацию о намерениях. "Риски, безусловно, налицо, — отмечает сотрудник Мюнхенского исследовательского института Ifo Ханс-Дитер Карл. — Я полагаю, что и общая стоимость проекта оценивается пока излишне оптимистично — опыта реализации столь грандиозных проектов пока не было, и трудно представить, что ранее, скажем, 2030 года такие электростанции могут стать конкурентоспособными. Кроме того, нельзя не учитывать, что и нынешние обычные тепловые электростанции отнюдь не исчерпали свой потенциал — применяемые на них технологии можно постоянно совершенствовать. И, конечно, не следует забывать о политической нестабильности в тех странах, через которые будут проложены линии электропередачи от станций, построенных в Сахаре".


По оценкам самих участников проекта Desertec, вырабатываемая им в Африке электроэнергия уже через 20-30 лет сможет покрыть 15-20 процентов общеевропейского спроса. Профессор Высшей инженерно-технической школы Университета Севильи Валериано Руис, которого считают одним из создателей испанской солнечной тепловой энергетики, называет себя оптимистом, но в то же время предупреждает, что "не стоит полагать, будто мы сможем отказаться от угля, нефти или газа в пользу возобновляемых источников энергии" — по его словам, гораздо выгоднее комбинировать самые разные энергоносители, чтобы не зависеть от одного или двух источников энергии.


В Испании уже работают несколько солнечных тепловых электростанций разных типов. "Солнечная термальная энергетика пока обходится дороже даже обычной солнечной, использующей солнечные батареи, — признает Валериано Руис. — Ученым еще предстоит убедить в ее перспективности политиков и предпринимателей, ведь в итоге именно солнечная термальная энергетика в дальнейшем, с развитием технологии, станет наиболее рентабельной. У нас под Севильей уже работают две таких станции, которые поставляют электроэнергию потребителям, и строятся еще три. Однако пока бум переживают лишь гелиостанции на солнечных батареях — в них выгодно вкладывать частный капитал, так как отрасль получает государственные дотации. Солнечная же термальная энергетика лишь начинает развиваться. И сами технологии использования солнечной энергии, и используемые на новых электростанциях турбины еще предстоит дорабатывать".

А у нас пока что газ


В России на фоне нынешнего кризиса образовался даже избыток мощностей, производящих электроэнергию. В таких условиях энергокомпании могут окончательно потерять желание развивать альтернативные направления.


"Везде в мире альтернативная энергетика может развиваться пока только при субсидиях государства, — напоминает аналитик инвестиционного банка "ВТБ Капитал" Дмитрий Скрябин. — Экономически она пока в большинстве случаев себя не окупает. Все, что касается гидростанций, солнечных батарей, атомной энергетики — это некоммерческие проекты и, как правило, они так или иначе субсидируются. В России из-за сильного падения потребления электроэнергии действительно образовался избыток мощностей, которых, думаю, хватит на пару лет. И поэтому сейчас необходимость развития альтернативной энергетики невольно отпала. Более того, сама целесообразность развития альтернативной энергетики диктуется, как правило, ценами на нефть и газ. Если вдруг цена нефти подскочит до 200 долларов за баррель, безусловно, к этим проектам вернутся, так как они станут интересными с коммерческой точки зрения".


Даже гидростанции, производящие самую дешевую электроэнергию, не могут возводиться без субсидий государства — компания "Русгидро", объединившая все гидростанции бывшего РАО "ЕЭС России", полностью подконтрольна государству и получает в виде специальных тарифов дотации из бюджета на строительство станций.


Что же до проектов, подобных Desertec, то "своих" пустынь в России нет. Но рядом — Туркмения и Узбекистан, где энергии Солнца пусть и меньше, чем в Сахаре, но все же немало. Но могут ли расположенные там солнечные термальные станции стать востребованными, учитывая, что их реализация предполагает формирование, по сути, целого сегмента энергетического машиностроения.


"Пока на территории России и в странах СНГ такие проекты вряд ли будут востребованы, — скептически настроен Дмитрий Скрябин. — Во-первых, у России, в отличие от Европы, сохраняется огромный неиспользованный гидропотенциал, то есть возможность использования ресурсов рек за счет строительства новых гидростанций как в самой стране, так и в СНГ. Во-вторых, налицо доступность угля, газа или нефти, то есть ископаемого топлива, которое на территории России гораздо дешевле, чем, например, в Германии. Понятно, что если вы закупаете газ по цене 400 евро за тысячу кубометров, то вы задумываетесь о поставках солнечной энергии из Сахары. А когда газ продается всего по 50 евро за тысячу кубометров, то вы просто его сжигаете. Если ситуация изменится и мы действительно через 5-10 лет выйдем на паритетные цены ископаемого топлива с Европой, то на подобные проекты могут обратить внимание. Пока же они вряд ли выйдут за рамки неких технических экспериментов".


Участники проекта Desertec полагают, что он позволит создать почти два миллиона новых рабочих мест, а производство соответствующего оборудования может стать одним из ведущих экспортных товаров участвующих в нем западных стран. Германия уже сегодня является едва ли не крупнейшим в мире производителем как солнечных батарей, так и оборудования для ветровых электростанций.

XS
SM
MD
LG