Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Искусственное оплодотворение в странах ЕС


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Софья Корниенко.

Александр Гостев: Нидерландские специалисты по репродуктивному здоровью призывают унифицировать законодательства различных стран ЕС в области искусственного оплодотворения. Так, например, в Нидерландах коммерческое донорство яйцеклеток запрещено, потому что женщина-донор проходит небезопасную гормонотерапию. В Испании же таких запретов не существует, и сотни юных студенток, в том числе по обмену, сдают яйцеклетки, чтобы подзаработать. В Нидерландах, также во избежание риска для здоровья женщины, запрещено введение в матку более двух эмбрионов, запрещено анонимное донорство спермы, так как за ребенком признано право знать правду о своем происхождении. Во многих других странах этих ограничений нет. Нередко европейские клиники рекламируют свои успехи по оплодотворению "в очень сложных случаях", что побуждает безнадежных пациентов платить втридорога в надежде на чудо. При этом нидерландские пациентки все чаще бегут от высокоэтических репродуктивных норм на родине в соседнюю Бельгию.

Софья Корниенко: Европейская Ассоциация Репродуктивного Здоровья и Эбриологии (ESHRE) в конце прошлого месяца в ходе ежегодного конгресса в Амстердаме опубликовала результаты первого масштабного исследования такого явления, как "репродуктивный туризм", то есть поездки за рубеж с целью пройти процедуру искусственного осеменения в стране, где эта процедура упрощена. Основные маршруты репродуктивного туризма ведут в Испанию, Бельгию, Чехию, Швейцарию, Словению и Данию. В этих шести странах только по официальным данным процедуру проходят до 25 тысяч иностранок в год – де-факто гораздо больше, ведь многие клиники своей статистики так и не предоставили. К тому же в исследование не включены два другие популярные в плане репродуктивного туризма маршрута – Кипр и Украина.
"Туристы" - это в основном граждане Великобритании, Италии, Германии, Нидерландов и Франции, которые пытаются таким образом обойти строгие законы в родных странах. Например, во Франции одиноким женщинам и лесбийских парам не предоставляется полноценных прав на пробирочное оплодотворение, а в Нидерландах из-за недавней отмены анонимного донорства спермы наступили дефицитные времена, и желающим забеременеть приходится стоять в очередях по два года. При этом каждой голландке отводится лишь три попытки, и обслуживаются лишь женщины моложе 42 лет. Вот почему так много голландок обращаются в центры в соседней Бельгии, рассказал в эфире бельгийской телепрограммы "Терзаке" Бенни Верхайден, андролог больницы при Антверпенском университете.

Бенни Верхайден: Граждане других европейских государств приезжают за донорской спермой в Бельгию, потому что в их родных странах законодательство по искусственному оплодотворению строже. Например, в Нидерландах в банках спермы хранится сперма двух видов – от анонимных доноров и тех, чьи данные известны. Как доноры, так и клиенты банков спермы предпочитают анонимный продукт, поэтому с тех пор, как в Нидерландах анонимная сперма больше не принимается, и число доноров резко уменьшилось, нидерландские женщины все чаще стали обращаться в бельгийские центры.

Софья Корниенко: Из более чем двух тысяч иностранных пациенток, ежегодно приезжающих попытать репродуктивного счастья в Бельгию, 30 процентов - голландки. В Бельгии и возрастной порог выше (47 лет), и анонимная сперма не запрещена. Однако и в Бельгии доморощенного продукта стало катастрофически не хватать. За последние полтора года, с тех пор, как страховые компании в Бельгии обязаны предоставлять равные права на искусственное оплодотворение не только замужним, но и одиноким женщинам и женщинам в лесбийских союзах, а также на фоне растущего числа клиентов из Нидерландов, спрос в бельгийских банках спермы повысился в пять раз.

Бенни Верхайден: Новые факторы современности – это возросшее число одиноких женщин и лесбийских семей, которые хотят детей. Во многих европейских странах за этими категориями потенциальных родителей признаны репродуктивные права, что существенно повышает спрос на донорскую сперму. Еще один аспект – новое законодательство в Бельгии, разрешающее использовать сперму от одного донора для оплодотворения не более шести женщин или семейных пар. Этот закон был принят, чтобы свести к минимуму вероятность романтических связей между детьми одного донора, когда те достигнут взрослого возраста.

Софья Корниенко: Некоторые клиники начали общественную кампанию, призывая бельгийских мужчин стать донорами спермы.

Бенни Верхайден: Я хочу призвать всех мужчин в возрасте от 18 до 40 лет обратиться в любой фламандский центр репродуктивного здоровья и сдать сперму, потому что нам не хватает бельгийских доноров.

Софья Корниенко: Призвал Бенни Верхайден из Антверпенской университетской клиники. Другая клиника – имени Яна Палфайна во фламандском Генте запустила сайт www.ikhelpmee.be , что в переводе означает "я помогу". Вспоминается старый анекдот о бывшем доноре, который потом всю жизнь в постели с женщиной в самый интересный момент думает об одном: "Вот опять потерял 50 долларов". Сегодня за порцию драгоценной жидкости в бельгийских репродуктивных центрах предлагают около 80 евро. Как выяснилось, многие фламандцы просто не знали о существующей нехватке донорской спермы, и гентская кампания оказалась очень продуктивной. В гентскую клинику, если так можно выразиться, хлынула сперма – обратилось несколько сотен доноров, из которых подходящими были признаны 75 , что в два раза превысило ожидания организаторов рекламной акции.

Бенни Верхайден: Критерии качества спермы у нас очень высокие, потому что мы хотим предоставить нашим клиентам реальные шансы на успех. Из каждых десяти доноров мы принимаем сперму лишь у четырех-пяти. Это вовсе не означает, что остальные доноры оказываются больными или бесплодными, просто сперму далеко не каждого мужчины можно подвергнуть заморозке. Сегодня нам еще удается обслужить всех наших клиентов, используя сперму из нашего банка, однако в скором времени нам придется начать закупать сперму в коммерческих банках за рубежом. В Европе есть один такой банк, он находится в Дании. Этот банк покупает и перепродает сперму по гораздо более высоким расценкам, чем такие центры, как наш – в Дании цена за порцию продукта может доходить до 1000 евро.

Софья Корниенко: По статистике иностранным репродуктивным туристам в Бельгии уже сегодня чаще всего предлагается именно датская донорская сперма, так что можно сказать, что в Европе прибыло скандинавской крови. Тем же будущим мамам, которые намерены ждать своего принца и не сдаваться в банки спермы, нидерландская клиника при Амстердамском Университете предлагает новую услугу – заморозить свою молодую яйцеклетку и воспользоваться ей позже, лет в сорок.
XS
SM
MD
LG