Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники представили доклад "Российское общество под контролем"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.

Андрей Шароградский: "Российское общество под контролем" - доклад с таким названием представили сегодня в Москве Международная федерация за права человека и комитет "Гражданское содействие". В документе правозащитники исследуют злоупотребления, которые допускают власти и представители правоохранительных органов в ходе борьбы с экстремизмом и терроризмом.

Марьяна Торочешникова: Доклад, представленный сегодня Международной федерацией за права человека и комитетом "Гражданское содействие" подготовлен в рамках мониторинга соблюдения прав человека после теракта в Нью- Йорке 11 сентября. Правозащитники отмечают: борьба с терроризмом оправдана и необходима, однако анализ региональных и национальных механизмов этой борьбы показывает, что под эгидой противодействия терроризму и экстремизму зачастую ущемляются права и свободы мирных граждан. Представленный доклад международной миссии описывает примеры грубейших нарушений прав человека, допущенных в России в ходе антитеррористических операций, и просто неправомерных действий, совершаемых под предлогом борьбы с терроризмом.
Правозащитники дают собственную оценку законодательству, регулирующему противодействие терроризму и экстремизму, и отмечают, что в России эти законы широко используются против политической оппозиции, средств массовой информации и религиозных объединений. Говорит эксперт Международной федерации за права человека одна из авторов доклада "Российское общество под контролем" Анн Лё Уэру...

Анн Лё Уэру: Мы, конечно, исходили из того, что война в Чечне и распространение конфликта на другие территории Северного Кавказа способствовали ужесточению и изменению этого законодательства. Вот это был наш первый источник информации, рассуждения. А потом очень важно нам показалось работать в других областях, в том числе в области преследования представителей нетрадиционного ислама, особенно в Татарстане, где под эгидой антитеррористической или антиэкстремистского законодательства преследуют представителей этих общин и практикуются совсем незаконные методы борьбы с экстремизмом и терроризмом, то есть это пытки, это незаконное задержание, большие проблемы с правосудием.

Марьяна Торочешникова: Директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский, консультировавший авторов доклада по вопросам, связанным с применением антиэкстремистского законодательства, обратил внимание на то, что многие перегибы в правоприменительной практике, сложившейся к настоящему времени в России вытекают из расплывчатых формулировок закона.

Александр Верховский: Если кто-то возьмет на себя труд прочесть определение экстремистской деятельности, то любому читателю будет понятно, что злоупотребления при применении такого определения абсолютно неизбежны. Это вина законодателей в первую очередь. В ряде случаев эти злоупотребления носят анекдотический характер, и они совершенно очевидны. В других случаях злоупотребления возникают там, где есть некая общественная угроза, власти ее видят, и, наверное, значительная часть общества тоже готова согласиться. Но действия, которые в связи с этим предпринимаются, либо чрезмерны, либо прямо нарушают закон или действуют как-то мимо цели.

Марьяна Торочешникова: Александр Верховский привел наиболее типичные примеры "свободного" толкования антитеррористического и антиэкстремистского законодательства в России, обратив внимание журналистов на то, что если раньше подобные ситуации можно было списывать на несовершенство правоприменительной практики, вызванное новизной закона, то теперь подобный подход к борьбе с экстремизмом и терроризмом в России становится нормой.

Александр Верховский: Например, вот сейчас в Дагестане идет уголовное дело над журналистами газеты "Черновик", "вина" которых заключается в том, что они критиковали антитеррористические методы местных правоохранительных органов. Журналисты газеты писали об этом, они ни к чему не призывали, не занимали ни чью сторону политическую. Это их ни капельки не спасает, и дело постепенно идет к закрытию газеты и к тому, что люди будут осуждены. Это ситуация преследования вполне не за что, так сказать. Есть и другие подобные примеры. Эта практика распространяется, конечно, постепенно, и мы видим, как за последние годы все больше и больше случаев. Она распространяется во все стороны, жертвами становятся не только внеправительственные организации, хотя есть возмутительные случаи вроде истории с петербургским "Мемориалом", который заодно обыскали в связи с делом, к которому он не имеет никакого отношения. Это может быть массмедиа. Вот недавно "Новая газета в Петербурге" проиграла очередное разбирательство. Газета получила предупреждение антиэкстремистское за то, что она процитировала питерского националиста, который призывал к дискриминационным действиям по отношению к грузинам. Газета выразила возмущение этим высказыванием, естественно, процитировала его для этого. Вот за это она наказана. И так далее, можно продолжать. В этом проблема, что то, что началось когда-то, в начале десятилетия, как борьба с явным злом, с террором, с убийствами, идеологически мотивированными, постепенно расползлось в эту заразу, которая сильно подрывает фактически все гражданские свободы в нашей стране.

Марьяна Торочешникова: В докладе Международной федерации за права человека отдельное внимание уделяется последствиям создания Шанхайской организации сотрудничества, куда вошли Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия и заключения странами-участницами договоренностей в сфере противодействия терроризму. Говорит эксперт по работе с беженцами из Центральной Азии комитета "Гражданское содействие" Елена Рябинина...

Елена Рябинина: Население очень часто и очень много страдает не столько даже от борьбы с терроризмом, сколько от имитации этой борьбы с терроризмом. Шанхайская конвенция, как известно, направлена на борьбу с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Один из основных принципов концепции сотрудничества стран, входящих в "шанхайскую шестерку", сводится к тому, что они обязались обоюдно признавать деяния терроризма, сепаратизма, экстремизма независимо от того, включает ли национальное законодательство каждой из стран-участниц эти понятия именно в таком качестве. А приводит это к тому, что каждая из стран вносит предмет, на который направлено противодействие всей "шанхайской шестерки", те течения в обществе, которые считает для себя наиболее неудобными. Все остальные это с большим энтузиазмом воспринимают и направляют острие в эту сторону. В итоге, в частности, в сообществе российских мусульман для того, чтобы попасть под подозрение в причастности к той или иной запрещенной организации, которая может оказаться запрещена вовсе не потому, что представляет какую-нибудь опасность непосредственно для России, а потому, что какая-то из стран Шанхайского клуба очень не заинтересована в существовании такой организации. Достаточно или совершать религиозные обряды таким способом, который, с точки зрения религиоведов в штатском, подпадает под понятие "нетрадиционный ислам", или хранить, изучать (даже не обязательно распространять) соответствующую литературу.

Марьяна Торочешникова: Авторы доклада "Российское общество под контролем" передали несколько экземпляров этого документа в администрацию Президента России, уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину и председателю Комиссии по правам человека при президенте Элле Памфиловой. Таким образом, правозащитники надеются обратить внимание российских властей на злоупотребления в ходе борьбы с терроризмом и экстремизмом.
XS
SM
MD
LG