Ссылки для упрощенного доступа

Киргизские политологи о президентских выборах в республике


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Бишкеке Надежда Толкунова.

Дмитрий Волчек: Можно ли доверять утверждениям оппозиции о серьезнейших нарушениях в ходе выборов? - вопрос киргизскому политологу Марату Казакбаеву.

Марат Казакбаев: Я думаю, что нет, потому что (я уже как очевидец скажу, мы сейчас мониторим многие участки в регионах, в городе Бишкеке) процесс голосования идет достаточно вяло и спокойно, никаких эксцессов не наблюдается и пока о нарушениях говорить еще рано. Есть нарушения в виде того, что некоторые избиратели не могут найти себя в списках избирателей. Такие моменты есть, это недоработки ЦИК. Но утверждения партии Атамбаева СДПК (это главная оппозиционная партия), что идут массовые нарушения, это не соответствуют действительности. И вообще они не правы. Я считаю, это они должны были заявлять после выборов уже, после дня голосования. Есть определенные нарушения - частичные, несистемные, небольшие.

Дмитрий Волчек: А в ходе всей предвыборной кампании были ли всем кандидатам даны равные права для агитации?

Марат Казакбаев: Насчет равных прав, я думаю, что избирательная комиссия поработала достаточно для того, чтобы были равные права для голосования. На данный момент, в день голосования, я могу сказать, что никакого давления на оппозиционных наблюдателей или на НПО не наблюдается.

Дмитрий Волчек: Ведь с таких ситуаций, когда оппозиция заявляет о грубых фальсификациях, уже начинались не раз, мы знаем, революции. Можно ли сказать, что сейчас в Киргизии революционная или предреволюционная ситуация?

Марат Казакбаев: Нет, этого нельзя сказать, потому что это две разные вещи - то, что было в 2005 году... Во-первых, это были парламентские выборы в 2005 году, там на самом деле была революционная ситуация, и то, что делала в то время власть, это был небывалый административный ресурс, были массовые нарушения, выборы превращены были в фарс. То, что сейчас звучит в заявлениях оппозиции, - это, скорее всего, ее заготовка, то есть заранее планировали, что будет такое выступление, потому что выборы были предсказуемы, ясно было, что, скорее всего, президент победит и, возможно, с первого тура. Поэтому революционной ситуации никакой не наблюдается. Второй момент - электорат не готов к массовым действиям, он и не поддержит это, люди устали от этих массовых действий, и, скорее всего, оппозиция не наберет такого количества людей, чтобы сделать революционную ситуацию, а затем и революцию вторую.

Дмитрий Волчек: Почему большинство граждан Киргизии голосуют за Курманбека Бакиева? Чем он привлекает избирателей?

Марат Казакбаев: Большинство голосуют за Курманбека Бакиева по таким индикаторам. Первое - это стабильность власти, Бакиев сумел стабилизировать ситуацию после начала 2007 года. Второй момент - это спокойствие. И третье - авторитет, по своему личностному и государственному, политическому авторитету Бакиев явно превосходит всех кандидатов на данный момент. Конечно, ошибка оппозиции, что в качестве оппозиционного лидера выдвинут Атамбаев, потому что это очень разномастный политик, он был в системе власти, премьер-министром, а потом вовсе ушел из политики и работал в бизнесе, в Турции. Сейчас пришел со своими финансовыми ресурсами, сумел стать лидером оппозиции. Поэтому даже электорат оппозиции недоумевает: почему именно Атамбаев? Скорее всего, должен быть или Текебаев, или Бекназаров, или Сариев. Эта ошибка оппозиции - неверность выбора единого лидера - приведет к тому, что, скорее всего, голосовать будут за Бакиева, ну, и будет большой процент голосующих против всех.

Дмитрий Волчек: С выводами Марата Казакбаева согласен и другой бишкекский политолог Александр Князев.

Александр Князев: Оппозиция не имела шанса выиграть эти выборы, потому что она настолько слаба, настолько беспомощна и не интересна, что у нее шансы были совсем ничтожные. Довольно закономерный итог той технологической революции, которая произошла в марте 2005 года, которая породила неверие электората в возможность через политические инструменты что-то изменить в своей жизни. И налицо большая политическая усталость электората. Не важно, это Атамбаев называется, Бакиев или еще кто-то, люди просто устали от всего этого.

Дмитрий Волчек: Но тем не менее голосуют за Бакиева.

Александр Князев: Выигрыш Бакиева - инерционный, он выигрывает только потому, что продолжение его президентства означает для представителей голосующего электората, что правила игры не меняются. Люди голосуют за то, чтобы хуже не было.

Дмитрий Волчек: А что можно сказать о главном оппозиционном кандидате Атамбаеве?

Александр Князев: Мне тяжело о нем говорить, я его очень хорошо знаю лично, причем с такого давнего-давнего советского времени. Он умничка, но есть закон больших и малых чисел, в маленькой республике очень трудно найти человека, который был бы Путиным для России, скажем так. Вот Атамбаев - это не Путин для киргизов. Он нормальный, он грамотный, он не хуже, не лучше Бакиева, но Атамбаев на своем месте.

Дмитрий Волчек: На своем - это на каком? На месте главного оппозиционера? На месте бизнесмена? На месте бывшего премьер-министра?

Александр Князев: Я думаю, что самое лучшее из мест - это бизнесмен. Он довольно успешен в этом деле, у него получается. Все остальные его попытки быть премьером, быть политиком - неудачны. Может быть, было бы лучше, если бы он просто занимался бизнесом.
XS
SM
MD
LG