Ссылки для упрощенного доступа

Ахмед Закаев может потерять статус изгнанника


Ахмед Закаев и Дуквахи Абдурахманов о чем-то поговорили в Осло
Ахмед Закаев и Дуквахи Абдурахманов о чем-то поговорили в Осло
Газета "Коммерсант" и агентство Франс-пресс сообщили, что переговоры проводились в течение двух дней за закрытыми дверями. Посредником выступил норвежский правозащитник Ивар Амундсен - директор организации "Форум за мир в Чечне". Что конкретно обсуждали стороны - неизвестно.

Дукваха Абдурахманов подтвердил факт встречи Ахмедом Закаевым, объявленным Россией в международный розыск. "Мы встречались с Закаевым по поручению президента (Чечни Рамзана) Кадырова в рамках президентской программы по консолидации чеченского общества", - сказал Абдурахманов РИА Новости по телефону.

По словам Закаева, тема его возможного возвращения в Чечню на встрече не обсуждалась.

Владимир Кара-Мурза: В Осло состоялись переговоры председателя парламента Чечни Дуквахи Абдурахманова и премьера Ичкерии в изгнании Ахмеда Закаева. Ожидалось, что по их окончанию Ахмед Закаев объявит о своем возвращении в Чечню, которое ранее одобрил президент Чечни Рамзан Кадыров. Однако этого не произошло. Организатором и посредником на переговорах выступал Ивар Амундсен, руководитель британской правозащитной организации Форум за мир в Чечне. Дукваха Абдурахманов подчеркнул, что «в настоящее время не существует никаких преград для того, чтобы Закаев и другие находящиеся в Западной Европе чеченцы вернулись в Грозный и жили в Чеченской республике». Кадыров неоднократно заявлял, что Закаев может вернуться в Чечню, объясняя это тем, что Закаев не принимал непосредственного участия в боевых действиях против федеральных сил. О том, могло ли возвращение Ахмеда Закаева в Чечню приблизить наступление гражданского мира между сепаратистами и правящим режимом, мы говорим с политологом, бывшим консультантом фонда «Антитеррор», спецкорреспондентом газеты «Северный Кавказ» Русланом Мартаговым. Удивил ли вас сам факт переговоров председателя парламента Чечни и премьера Ичкерии в изгнании?

Руслан Мартагов: Вы знаете, слегка удивил. Дело в том, что за Закаевым нет никакой силы для того, чтобы летать в Осло, вести с ним переговоры, потом лететь в Лондон, обратно вести переговоры. На мой взгляд, все это связано с тем, что на сегодняшний день Закаев пользуется в Европе таким остаточным авторитетом от прежней сепаратистской Ичкерии. И те, кто его привечает, те, кто с ним контактируют, они себе не отдают отчет, находясь в Европе, трудно сделать, отчет о реальном состоянии дел в сегодняшней Чечне. Идея сепаратизма изначально была не принята большинством чеченского общества. Но события 2000 года, когда мы увидели, что все эти сепаратисты, министры, бригадные генералы во главе с муфтием перешли под знамя федералов, идея окончательно угасла. Так что Дуквахе Абдурахманову не стоило туда летать, мотаться, утруждать себя. Ничего это не даст, ни даже если он приедет и если не приедет.

Владимир Кара-Мурза: Давайте послушаем, что сам Ахмед Закаев рассказал о ходе переговоров.
Есть понимание того, что необходима консолидированная позиция по очень многим вопросам, которые касаются будущего чеченского народа

Ахмед Закаев: Прошедшие консультации с Абдурахмановым носили очень позитивный характер, потому что мы коснулись очень многих вопросов, о которых я, собственно, наверное, сейчас не буду говорить и комментировать. Но могу сказать одно, что есть понимание того, что необходима консолидированная позиция по очень многим вопросам, которые касаются будущего чеченского народа. Мы эти вопросы о субъектности Российской Федерации или о независимости чеченского государства, мы их не обсуждали, так как лично у меня нет полномочий для обсуждения этих вопросов. Сегодняшняя встреча была четвертой, ни разу мы не обсуждали вопрос моего персонального возращения или моего трудоустройства. Это просто домыслы и догадки, интерпретации журналистские или политических аналитиков. Следующая встреча намечена в Лондоне, я думаю, она произойдет в течение 10 дней в более расширенном формате.

Владимир Кара-Мурза: А что по вашей информации представляет собой правительство Ичкерии в изгнании?

Руслан Мартагов: Вы знаете, представляет просто маленький клуб людей по общим интересам, которые оказались не у дел в силу обстоятельств, которые оказались выбитыми с родины и которые на сегодняшний день никого и ничего не представляют, кроме самих себя.

Владимир Кара-Мурза: А способны ли исправить репутацию действующей власти чеченской власти эти переговоры на фоне скандала с громким зверским убийством Натальи Эстемировой?
Вернется Закаев, не вернется Закаев, серьезные аналитики и серьезные политологи не придают этому никакого значения

Руслан Мартагов: Если кто-то очень хочет обелить нынешний режим в Чечне, постарается связать эти переговоры и убийство Натальи Эстемировой. Но, на мой взгляд, есть такая установка, что, мол, Кадыров возвращает Закаева и этим самым в глазах Европы он обеляет нынешний режим, который находится в Чечне. Но это, я так думаю, что эта установка дана из Кремля и она изначально ложная. Еще раз повторяю, вернется Закаев, не вернется Закаев, серьезные аналитики и серьезные политологи не придают этому никакого значения.

Владимир Кара-Мурза: Саид Бицоев, заместитель главного реактора газеты «Новые известия», высоко ценит авторитет Ахмеда Закаева.

Саид Бицоев: Ахмед Закаев единственная сила сегодня, которая может претендовать на лидерство в отношении этих людей, которых называют боевиками, сопротивленцами, ополченцами и прочее. И если бы Рамзану Кадырову удалось, в принципе они ведут сейчас плодотворные переговоры. И сегодняшний контакт, который происходил между ними, все это говорит о том что, наверное, в конце концов им удастся договориться о каких-то позитивных шагах, при этом сохраняя лицо Закаева. В этом случае те, которые находятся в лесу, они находятся за рамками идеологической платформы, за рамками закона. Потому что если и Закаев признает, человек, один из самых авторитетных лидеров ичкерийского правительства, то, естественно, боевики остаются без прикрытия, они сами по себе. Рамзан Кадыров понимает это, пытается всеми силами привлечь на свою сторону Ахмеда Закаева. К сожалению, сегодняшняя встреча не увенчалась принципиальными договоренностями. Тем не менее, эти контакты свидетельствуют о том, что какой-то позитивный результат будет.

Владимир Кара-Мурза: Разделяете ли вы высокую оценку Ахмеда Закаева, которую дал Саид Бицоев?

Руслан Мартагов: Я больше вижу в словах Бицоева желание, чтобы в Чечне было все нормально, чтобы в Чечне кончились проявления терроризма, убийства, обстрелы и так далее. Но кого будет представлять Закаев, опять же. Нет у него вооруженных сил, структур политических, кого бы он мог представлять и от имени которых он мог бы вести переговоры. Второе: с кем он будет вести переговоры? Кремль на эти переговоры никогда не пойдет с ним, а вести переговоры с Кадыровым, извините, это все равно, что вести переговоры со статуей, которую я поставлю сюда, завтра перенесу, поставлю туда. Изначально лишено всякого смысла, это просто попытка как-то обелить режим в глазах Запада, не больше и не меньше.

Полная стенограмма программы "Грани времени" с Владимиром Кара-Мурзой появится на сайте в ближайшие часы.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG