Ссылки для упрощенного доступа

Теракт в Грозном


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Карэн Агамиров и Андрей Бабицкий.

Андрей Шароградский: В минувшее воскресенье в центре Грозного произошел теракт, в результате которого погибли по меньшей мере 6 человек.

Карэн Агамиров: Новый теракт в Грозном. Его последствия могли быть значительно более тяжелыми, попади террорист-смертник в зрительный зал, где находилось более 800 человек.
Наш корреспондент в Грозном Ахмед Султанов передает.

Ахмед Султанов: Следствие пока не продвинулось с опознанием личности взорвавшего себя накануне перед грозненским театрально-концертным залом смертника. Известно, что почти невредимой осталась его голова, хотя другие части тела были разбросаны на несколько десятков метров. Установлено, что террорист был одет в камуфляжную форму. Уточнено также и количество погибших в результате этого взрыва. Это четверо высокопоставленных сотрудников милиции и двое строителей из Турции и Грузии. Еще пять человек - четыре милиционера и один гражданин Грузии - получили ранения различной степени тяжести. По приблизительным данным, мощность взрывчатки составила не менее полутора килограмм в тротиловом эквиваленте. По версии правоохранительных органов Чечни, смертник попытался пройти в здание концертного зала, где шел спектакль "Город построенный на льду". Однако, этому воспрепятствовали сотрудники милиции, после чего он привел в действие самодельную взрывчатку в непосредственной близости от них. Чеченские правоохранительные структуры, обещают раскрыть это преступление и установить и наказать заказчиков.

Карэн Агамиров: Президент Чечни Рамзан Кадыров охарактеризовал теракт как предсмертную агонию боевиков.
Политолог Руслан Мартагов размышляет.

Руслан Мартагов: Что касается заявлений Кадырова, то он их уже, по-моему, всех боевиков десять раз уже уничтожил, теперь на одиннадцатый круг заходит. Эти вещи будут продолжаться, к сожалению, потому что властью российской, я не говорю, Кадыров, властью российские не сделано все, что они должны были сделать и что они были в состоянии сделать для того, чтобы угроза терроризма миновала.

Карэн Агамиров: Что же конкретно власти должны сделать, чтобы этого не было?

Руслан Мартагов: Во-первых, власти должны были позволить провести в Чечне свободные выборы. В этом случае боевики, которые взрывались бы сами и подрывали бы других, они воевали бы с властью, избранной народом. Сегодня они воюют против ставленника Кремля. Есть еще другие вещи, как безработица, социальные действия, но самое главное, я считаю, вот этот момент. Власть радикализуется, радикализуется и сопротивление и еще будет сильнее радикализоваться.

Карэн Агамиров: Что реально может сделать Кремль в нынешней ситуации и Кадыров?

Руслан Мартагов: В нынешней ситуации Кадыров уже ничего не сделает. В нынешней ситуации Кремль должен убрать Кадырова и должен позволить людям (теперь только два варианта, потому что условия изменились после 2000 года) - либо провести свободные выборы, на что он никогда не пойдет, либо поставить туда абсолютно нейтральную фигуру, в том числе, и даже было бы это предпочтительнее, русского. Потому что в кризисных ситуациях институт приглашения со стороны был у всех народов. Он был у чеченцев, он был у русских, он был у всех народов.

Карэн Агамиров: Ваш совет Рамзану Кадырову.

Руслан Мартагов: Мой совет Рамзану Кадырову побыстрее оттуда уезжать куда-нибудь в другие жаркие страны. Потому что ничего он не сделает. Он только для этого и поставлен, чтобы ситуация зашла в тупик.

Карэн Агамиров: Рассуждает Руслан Мартагов. Теракт в центре Грозного.

Андрей Шароградский: Взрыв в Грозном прогремел практически в то самое время, когда стало известно о решении так называемого правительства независимой Ичкерии, возглавляемого Ахмедом Закаевым, прекратить вооруженное сопротивление режиму Рамзана Кадырова. Есть ли связь между взрывом и переговорами Закаева и председателя парламента Чечни Дуквахи Абдурахманова? Этот вопрос я задал обозревателю Радио Свобода Андрею Бабицкому.

Андрей Бабицкий: Уже давно чеченское подполье выстраивет свою стратегию и тактику, не оглядываясь на своих бывших союзников, и находятся в состоянии длительной и непреодолимой ссоры. Поэтому это, в общем, теракт, который лежит в рамках той новой стратегии, о которой Доку Умаров объявил еще в конце апреля. Есть видеообращение, выложенное на сайте "Кавказцентр". Он тогда сказал о том, что будут возобновлены террористические атаки. Для этого восстанавливается бригада, возглавлявшаяся и созданная Шамилем Басевым. Собственно говоря, этот подрыв лежит абсолютно в рамках этой стратегии. Кроме того, если мы вспомним, 16 июня был аналогичный подрыв у здания МВД Грозного, когда точно также шахид привел в действие взрывное устройство, погибли тогда 2 милиционера. Сейчас погибших больше. Характер самой акции абсолютно тот же.

Андрей Шароградский: Как вы предполагаете, террорист пытался пробраться в этот театральный зал? То есть это все вписывается в ту стратегию, о которой говорил Доку Умаров?

Андрей Бабицкий: Вот здесь я не знаю, насколько соответствует действительности информация о том, что он собирался пройти в киноконцертный зал, потому что разные сообщения по этому поводу. Это вполне может быть и информация кадыровской стороны, которая хочет показать, насколько эти люди угрожают жизни мирных граждан. Но, в общем и целом, сам Доку Умаров сказал, что гражданских лиц не существует, поскольку это те люди, которые своими налогами поддерживают, обеспечивают армию, обеспечивают карательный аппарат. Поэтому он чуть позже сказал, что, конечно, он постарается избегать жертв среди гражданского населения, но, тем не менее, не считает гражданское население сдерживающим фактором.

Андрей Шароградский: А что сейчас Рамзан Кадыров может противопоставить тактике Доку Умарова?

Андрей Бабицкий: Тактике террористов противопоставить, в общем, что-то довольно сложно. Потому что, во-первых, это индивидуальная акция. Во-вторых, она стоит копейки - ровно столько, сколько стоит взрывное устройство, которое человек крепит к собственному телу. Если шахидизм становится распространенным явлением, как показывает опыт, его очень сложно... Путем каких-то кордонов, введением особого пропускного режима, наверное, можно отсеять энное количество потенциальных шахидов. Но, в общем, бороться с этим явлением крайне тяжело. Я думаю, что пока Рамзан Кадыров действует теми методами, которые для него привычны. В горно-лесистой местности сейчас находится огромное количество и сотрудников милиции, и российских военнослужащих. Они прочесывают леса, прочесывают горы, пытаются выбить оттуда группировки моджахедов, как-то их ликвидировать. В общем, насколько такого рода мероприятия способны предотвратить разрастание шахидизма, сказать сложно. Думаю, что в какой-то степени способны, но едва ли это очень такой эффективный метод.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG