Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Любовь к Москве, которой больше нет


Авторы доклады полагают: старую Москву еще можно спасти. Но уже далеко не всю

Авторы доклады полагают: старую Москву еще можно спасти. Но уже далеко не всю

В Музее архитектуры представили доклад с красноречивым названием "Московское архитектурное наследие: точка невозврата". Это толстый том, в котором не только собраны сведения о погибших и находящихся под угрозой уничтожения памятниках, но и предлагаются цивилизованные решения сохранения исторической застройки российской столицы.

Перелистывать доклад, оформленный в виде превосходно изданной книги с многочисленными фотографиями - занятие одновременно увлекательное и печальное. Грустно от того, что идут под снос или искажаются до неузнаваемости здания, ценные с художественной и исторической точки зрения. Вместе с тем, комментарии к снимкам не просто содержательны - в них еще и можно найти сведения о том, что делает конкретную постройку особенной.

Раскрыв том доклада, увидим, к примеру, такую статью: "Жилой дом с барельефами. Плотников переулок, 4. 1907 год. Этот доходный дом прославился своим фризом "Парнас" с изображением знаменитых русских писателей. Барельеф был поврежден, когда в здание врезался грузовик".

Доклад "Точка невозврата" подготовлен знатоками архитектуры из России и Великобритании. Один из авторов и главный редактор доклада Эдмунд Харрис сравнивает первый выпуск аналогичного отчета за 2007 год с нынешним:

- Стало понятно после выхода первого издания: хотя какие-то изменения в лучшую сторону произошли, но ситуацию положительной никак не назовешь. С начала года я попадал на мероприятия, где показывали объекты, которые демонстрировались московским правительством. Там были объекты, которые действительно очень грамотно отреставрированы - например, Собор Марфо-Мариинской обители. Но были и другие объекты – и то, как поступили с ними, никак не отнесешь к реставрации. Это главный дворец и Хлебный Дом в Царицыно, это усадьба Римского-Корсакова - точнее, одна стена, которая от нее осталась. Угрозы в принципе одни и те же, и они никуда не делись.

В "Точке невозврата" называют и анализируют 10 угроз архитектурному наследию, самая мягкая из которых (потому что обратимая) - это полное занавешивание фасадов рекламными полотнищами. Дом Сытина, яркий образец модерна на Пушкинской площади, тому пример.

Хотя в целом доклад посвящен Москве, но в нынешнее издание, как сообщает Эдмунд Харрис, включили также информацию о Петербурге:
Нам хотелось показать то, что в Москве есть. Чтобы, несмотря на огромные разрушения, остановить эту волну - пока не поздно, пока есть, что сохранять

- Долгое время принято было считать, что массовое уничтожение памятников старины - это чисто столичная особенность. Сейчас совершенно понятно, что постепенно то же самое происходит и в других городах. И везде причины одни и те же - недостаточное понимание того, что такое реставрация; идея, что можно ее заменить возведением дешевых, грубых муляжей; недостаточное соблюдение действующего законодательства - или, наоборот, использование разных лазеек. Но, несмотря на то, что может сложиться довольно душераздирающее представление о ситуации с сохранением старины в Москве, эта книга - своего рода признание в любви этому городу. Я думаю, что без любви было бы невозможно сделать то, что мы сделали. Нам хотелось показать то, что в Москве есть. Чтобы, несмотря на огромные разрушения, остановить эту волну - пока не поздно, пока есть, что сохранять.

* * *
По мнению авторов доклада, утверждение московских градостроителей о том, что третьего не дано - либо жить среди исторических руин, либо в комфортной городской среде - в корне неверно. Здесь уместно вспомнить о так называемом "Винзаводе", в кратчайшие сроки ставшем чрезвычайно популярным местом. Старую промышленную архитектуру успешно приспособили под выставочные площади для показа произведений современного искусства.
XS
SM
MD
LG