Ссылки для упрощенного доступа

Наталья Таубина: "Нарушения в органах внутренних дел стали нормальной практикой"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Михаил Саленков: Директор фонда общественный вердикт Наталья Таубина не сомневается: потерпевшим от стрельбы, устроенной майором милиции Денисом Евсюковым в московском супермаркете, придется довольно долго судиться, прежде чем удастся добиться компенсаций вреда. И не факт, что суммы будут адекватны понесенному ущербу.

Наталья Таубина: Довольно сложно добиться судебного решения, пострадавшим приходится запастись терпением и настойчивостью, для того чтобы сначала добиться, чтобы органы прокуратуры провели нормальное расследование, довели дело до суда. А дальше уже, если оно дойдет до суда, то, как правило, опять-таки из нашего опыта можно ожидать обвинительный приговор, хотя сроки тоже весьма разные и довольно странным образом порой коррелируются с тяжестью совершенного преступления.

Марьяна Торочешникова: По вашим наблюдениям, как часто Министерство готово брать на себя ответственность за действия сотрудников своих, как часто Министерство внутренних дел заявляет о том, что, да, действительно, мы признаем, что конкретный сотрудник нарушил права граждан, и готовы реформировать что-то в своей работе, чтобы этого не случалось, и также готовы выплатить какую-то справедливую компенсацию? Такое вообще бывает?

Наталья Таубина: Что касается компенсации, я единственный раз слушала, когда что-то по этому поводу заявляли, - это после дела Евсюкова. Тем не менее, по-моему, к каким-то конкретным действиям это не перешло. Я не слышала, чтобы Министерство само заявляло, что оно готово компенсировать материально тот вред, моральный и физический, которые понесли пострадавшие. Что же касается вообще признания того, что в их рядах есть недобросовестные сотрудники, которые нарушают права граждан, департамент собственной безопасности рапортует, что они каждый год выявляют довольно существенное количество - больше тысячи, даже, по-моему, больше двух по их отчетам за последний год, привлекают к дисциплинарной ответственности, - из нашего опыта опять же очень противоречивые бывают ситуации. В одних случаях отделы собственной безопасности способствуют даже в работе по нашим делам, в других случаях не реагируют адекватным образом на обращения граждан о нарушении их прав.

Марьяна Торочешникова: Наталья, с вашей точки зрения, ситуация с майором Евсюковым - это вопиющее исключение из сложившейся в российской милиции действительности или это некий сигнал обществу, руководящим структурам о необходимости коренного реформирования?

Наталья Таубина: Случай с Евсюковым - это не единичный случай, к сожалению, к огромному нашему сожалению. Нарушения в органах внутренних дел стали скорее нормальной практикой, чем какими-то исключениями. Безусловно, сами граждане, которые, ну, уже случилось, что пострадали от действий сотрудников правоохранительных органов, должны все-таки добиваться восстановления своих прав и привлечения к ответственности. Это безумно сложно и зачастую чревато давлением на пострадавших. Но если не добиваться привлечения к ответственности, то эта машина безнаказанности будет и дальше способствовать новым и новым нарушениям. Это с одной стороны. С другой стороны, граждане должны и могут обозначить государству, чиновникам государственным необходимость коренных изменений, поднять свой голос за то, чтобы все-таки правоохранительные органы в нашей стране были подвергнуты системному реформированию.
XS
SM
MD
LG