Ссылки для упрощенного доступа

Две мечты фотографа Рэнкина


Валентин Барышников
Валентин Барышников
В Лондоне открылась выставка одного из ведущих мировых фотографов Рэнкина, известного портретами знаменитых людей. В их числе - Кейт Мосс, Роллинг Стоунз вместе и по отдельности, Дэвид Боуи, Хелен Миррен, Кира Найтли, Хью Грант, Михаил Горбачев, Тони Блэр, британская королева Елизавета Вторая и многие, многие другие.

Однако на этой выставке - фотографии не только знаменитостей. С начала года Рэнкин фотографирует простых британцев. Тысяча человек снимется в проекте Рэнкинлайв. Рэнкин делает фотографии прямо на выставке - 15 минут от щелканья затвора до вывешивания готового снимка. Деньги от продажи работ идут на благотворительность.

Современное искусство познается в контексте - подумаешь, обычных людей снимают. Почти все фотографии на свете - именно фотографии неизвестных людей. Надо быть фотографом, специализирующимся на знаменитостях, чтобы о твоих фотографиях рядовых граждан заговорили. Да и 15 минут, отпущенные на каждый снимок - парафраз 15 минут славы, обещанной каждому Энди Уорхолом.

Но есть два обстоятельства.

Во-первых, все-таки Рэнкин - очень хороший фотограф.
Рэнкин это, конечно, не всерьез, но сама постановка задачи звучит интересно - мало того, что сфотографировать всех живущих на Земле, но еще сфотографировать как-то ПРАВИЛЬНО

Во-вторых, в интервью БиБиСи Рэнкин сказал, что было бы увлекательно сфотографировать всех людей на свете. Невозможно, конечно, но увлекательно. "Представьте, фотографии каждого человека, и не просто, чтобы узнать людей, а чтобы осмыслить каждого как человеческое существо".

Рэнкин это, конечно, не всерьез, но сама постановка задачи звучит интересно - мало того, что сфотографировать всех живущих на Земле, но еще сфотографировать как-то ПРАВИЛЬНО, так, чтобы каждая фотография была отражением естества фотографируемого.

Первую часть задачи, вероятно, со временем решит Google, так же, как сейчас он методично отснимает неживой мир - города, достопримечательности, в общем, неодушевленных знаменитостей. Просто со временем к maps.google.com добавится peoples.google.com.

Вторая часть задачи - сфотографировать всех "хорошо". Боюсь, мы убедимся, что это невыполнимо.

Вообще создать портрет "хорошо" - крайне трудно. Рембрандт писал себя год за годом, докапываясь до чего-то.

Тарковский в "Лекциях" говорит, что когда-то ограничительные рамки для искусства давал религиозный канон, предуказывая художникам формы творчества. Свобода, предоставленная современному человеку, оказывается для него гибельной. "Он не может существовать с миллионом возможностей, гаснет, не собравшись и не осуществившись".

Радикализм Тарковского, вероятно, чрезмерен, но интересен как противоположный взгляд. Сфотографировав миллион человек, не сфотографируешь никого. Зачем всех, если можно по-настоящему осмыслить одного - Христа, Марию, Андрея Рублева, Алешу Карамазова. И это в каком-то смысле равнозначно исследованию каждого человека.

Фотография - процесс взаимный, он требует не только от модели, по выражению Набокова, продать свою тень, но и от фотографа, что называется, вложить душу. Сделать фотографию означает подменить собственно жизнь созерцанием ее. По большому счету, это имеет смысл только если фотография - творчество. Туристы, осматривающие города в окошко персональной видеокамеры, подлинную жизнь пропускают мимо. Я давно избегаю делать фотографии, если речь не идет о какой-то продуманной фотосессии. Пусть дети фотографируют - их увлекает сам процесс.

К тому же, давно отмечено, что любая фотография - ложь. Произвольный ракурс, выбор освещения, искажения - фотография это всегда субъективный взгляд. Потому когда камеру направляет продуманный замысел - фотография становится искусством, без этого - не становится ничем.

Начиная с импрессионистов, взгляд художника направлен внутрь. Рэнкин как художник - не исключение. И интересна не фотографическая карта подлинного человечества, интересна карта его персонального художественного мира.
XS
SM
MD
LG