Ссылки для упрощенного доступа

Экономическая панорама. Спад промпроизводства в России замедляется


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.

Александр Гостев: Спад промышленного производства в России в июле, по экспертным оценкам, может оказаться меньшим, чем в июне. Если предположения подтвердятся, замедление темпов спада в стране объемов промышленного производства будет отмечено второй месяц подряд.

Сергей Сенинский: Падение объемов промышленного производства в России в июле стало, видимо, минимальным за период с сентября прошлого года. Такой прогноз можно сделать из представленного сегодня обзора инвестиционного банка "ВТБ-Капитал".
После пика падения, отмеченного в мае - на 17% к уровню мая прошлого года, объемы промышленного производства в России в июне сократились на 12%. Из Москвы - заместитель руководителя аналитического управления инвестиционной компании "Арбат-Капитал" Алексей Павлов:

Алексей Павлов: Я полагаю, что основная причина в том, что российское промпроизводство достигло того самого дна и сейчас в нем находится. Вряд ли дело все в сезонности, вряд ли дело в низкой базе. И даже некий рост в июне, который наблюдался, как раз свидетельствует в пользу того, что мы все-таки сильно ниже уже с текущих уровней спроса не уйдем. Конечно, в случае отсутствия какой-либо второй волны кризиса или прочих апокалипсических сценариев.

Сергей Сенинский: Главный экономист инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Евгений Гавриленков:

Евгений Гавриленков: Я думаю, что по многим показателям, в том числе по промышленности, мы достигли дна в январе. С тех пор мы на этом дне находились. В последнее время более явно обозначились признаки роста. Во-первых, надо иметь в виду, что прошлогодний рост, а также позапрошлогодний рост был искусственно раздут во всем мире, в том числе и в России, дешевыми кредитами. Это была жизнь в долг. Как только рост кредитов прекратился, на протяжении нескольких месяцев по всему миру и в России шло сжатие спроса, возврат к каким-то более нормальным объемам, не искаженным избыточным кредитованием.

Сергей Сенинский: Вы полагаете, что "дна" падение промышленного производства в России достигло еще в январе. Да, тогда оно составило 16% к уровню января 2008 года. Но в апреле оно оказалось еще большим - 16,9%, а в мае - 17,1%...

Евгений Гавриленков: Когда идет сравнение годовых данных (январь к январю, февраль к февралю или три месяца этого года к трем месяцам предыдущего года), это очень некорректное сравнение. Потому что здесь во многом имеет место эффект базы. Например, казалось бы, в нынешнем году апрель был таким худшим месяцем, но надо не забывать, что внезапно в прошлом году апрель был таким пиковым месяцем, когда производство росло, скажем, процентов на 6. Вдруг в апреле оно в один месяц выстрелило и выросло на 9 с лишним процентов. Поэтому объемы нынешнего года кажутся искаженными относительно тех неровных траекторий предыдущих лет, в частности, прошлого года. Когда я говорю, что дна мы достигли в январе, как нижней точки, я исключаю такого рода выбросы и рассматриваю некие сезонно сглаженные траектории.

Сергей Сенинский: В июне в России был отмечен даже прирост объемов промышленного производства в течение месяца к уровню предыдущего - на 4,5%. Хотя к июню прошлого года падение по-прежнему оставалось значительным.
Судя по экспертным прогнозам, можно предположить, что и в июле будет отмечен рост - к тому, что было в июне. На ваш взгляд, за счет каких факторов - в первую очередь? Роста спроса в каких-то отраслях? Или, возможно, проявилось расширение кредитования? Алексей Павлов, инвестиционная компания "Арбат-Капитал":

Алексей Павлов: Во-первых, это все-таки кредитование. Проблема на внутреннем кредитном рынке сохраняется. Малый и средний бизнес до сих пор не имеет по большому счету доступа к кредитным средствам. Тем не менее, сейчас появилась возможность для крупнейших российских компаний размещаться как на внутреннем, так и внешнем рынке. В любом случае как минимум часть средств все равно попадает в экономику, что, безусловно, есть благо.
Второй фактор. Да, безусловно, некие ростки спроса наблюдаются. Взять ту же самую металлургию. Осенью прошлого года и зимой этого там была ситуация аховая. Объемы загрузки мощностей составляли порядка 30%. Однако сейчас ситуация стала серьезно восстанавливаться. Ряд металлургических комбинатов, даже большинство металлургических комбинатов уже практически довели загрузки мощностей до 100% на российских предприятиях. Конечно, здесь во многом это обусловлено и китайским фактором, поскольку ряд наших комбинатов, пользуясь устойчивым ростом китайской экономики и спросом на заготовки со стороны китайской промышленности, грузят туда металл. Но, тем не менее, здесь есть и некий российский спрос. И строительство. Хоть эта часть и сезонным фактором обуславливается, но, тем не менее, спрос со стороны строительства появился.

Сергей Сенинский: Евгений Гавриленков, инвестиционная компания "Тройка-Диалог":

Евгений Гавриленков: Какого-то заметного расширения кредитования, заметного расширения спроса не произошло и не должно произойти. Потому что предыдущие годы этот спрос был искусственно раздут. Просто сейчас идет поиск каких-то более нормальных объемов производства. В частности, это легко проиллюстрировать производством автомобилей. Скажем, в прошлом году в среднем мы производили в месяц 120 тыс. автомобилей. Сейчас в первом полугодии нынешнего года среднемесячное производство автомобилей составило 48 тыс. штук. И вот нынешние объемы производства даже хуже, чем в 1994 году, который был худшим для этой отрасли. Тогда мы производили порядка 70-80 тыс. автомобилей. Просто сейчас нынешние объемы первого полугодия аномально низкие именно потому, что шла распродажа запасов, приспособление к новым объемам спроса, которые не искажены дешевым кредитованием.

Сергей Сенинский: В целом за первое полугодие объемы промышленного производства в России сократились почти на 15% к уровню первых шести месяцев прошлого года.
XS
SM
MD
LG