Ссылки для упрощенного доступа

День рожденья – грустный праздник


Ирина Драгунская
Ирина Драгунская
Сегодня исполняется 48 лет Бараку Обаме, первому афроамериканцу на посту президента США. Этот день рождения явился поводом еще раз прислушаться к мнениям россиян о столь яркой политической фигуре. Последнее время глас народа раздается все громче, а инструментов для его трансляций все больше – форумы, блоги, возможность комментировать новостные сообщения и статьи на сайтах. Каждый может высказаться, но высказываются обычно те, кто всегда делал это – в очереди, в трамвае, в гневном письме редактору.

Только теперь активные граждане находятся не в монологе, а ведут полифоничные и страстные дискуссии с оппонентами. Не осталась без внимания таких людей и личность нового американского лидера. Это логично и совершенно естественно. Чуть менее естественным мне видится тон обсуждения американского президента: он не только амикошонский, но и расово окрашен (это если изощряться в подборе изысканных эвфемизмов). Большинство эпитетов, которыми награждают сегодняшнего именинника, я просто не решусь воспроизвести, хотя они и печатны. Печатность, однако, не делает их сколько-нибудь приемлемыми в приличном обществе. К вопросу об обществе: в моде нынче разящая наповал искренность, а политкорректность клеймится лицемерием. Но, как сказал Ларошфуко: "Лицемерие – это дань, которую порок платит добродетели". Сегодняшняя российская добродетель, увы, сбирает налоги совсем с других кустов. Политкорректность была признана обществом чуждой забавой, чуждой прямодушному русскому характеру.

Какой-нибудь гуманист назвал бы сегодняшний общепринятый расизм наших соотечественников "отрыжкой советского воспитания". Однако отрыжкой этой страдают и те, кто советской интернационалистической каши даже не пробовал. Младое поколение, взращенное на MTV, выглядит в этом смысле намного приличней всяких тридцати-с-лишним-летних духлессов, заставших самым краем детского сознания школьные уроки об апартеиде, но уже не успевших прочесть стих про девочку, выкупающую на театральном спектакле дядюшку Тома. Впрочем, я сама не избежала обвинений в расизме. Примерно года двадцать три назад меня спросила одноклассница: "Ты любишь Майкла Джексона?" Я честно ответила, что нет. "Тебе просто обидно, что негр выбился!" - больно парировало дитя пропаганды. С тех пор Майкл Джексон успел выбиться еще сильнее, отбелиться и даже умереть. А я его хоть и не полюбила, но поняла, насколько он большой музыкант (да и вообще – художник в широком смысле слова).

Российская расовая нетерпимость в реальной жизни совсем не задевает Барака Обаму, окруженного плотной толпой телохранителей. Зато она весьма ощутимо задевает граждан нетитульных национальностей, обитающих здесь, а также самих русских – ведь ненависть отравляет не только объект, но и субъект. Не так давно словосочетание "лица кавказской национальности" казалось незыблемым, однако оно сменилось на странное и грозно звучащее "выходцы с Кавказа". Расистских ругательств перестали стыдиться. Моя подруга (к слову сказать, коренная москвичка) рассказывала, что, услышав в каком-то учреждении произнесенное безразличным тоном: "Мы стоим вон за теми хачиками", лишь спустя пару минут поняла, что хачик — это она сама и есть.

Еще пару-тройку лет назад мне показалось бы нелепым писать о подобном: очевидные ведь вещи. С каждым днем, однако, их очевидность для многих перестает быть столь уж кристальной. Отношение к представителям других (как правило, южных) национальностей теперь варьируется от ласкового похлопывания по смуглому плечу ("Наша Раша" тому яркий пример) до странного запрета фильма "Россия-88". Это все отнюдь не уменьшает количество приезжих, зато заметно увеличивает уровень напряженности, слоисто висящей в воздухе крупных городов. Уверена, что запрет на многие слова и выражения, легко произносимые в блогах и на улицах, сделает жизнь не только более безопасной, но и более радостной для "всех категорий граждан". Ни в коем случае не призываю вывалять в перьях каждого, употребляющего в быту отвратительные расовые клички. Не стоит наказывать бытовой национализм и денежными штрафами. Достаточно будет, если на свое "Привет!" расист получит в ответ всеобщее молчание.
XS
SM
MD
LG