Ссылки для упрощенного доступа

В преддверии годовщины российско-грузинской войны обстановка в регионе остается напряженной


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.

Кирилл Кобрин: В преддверии годовщины российско-грузинской войны обстановка в регионе остается напряженной. Обе стороны продолжают обвинять друг друга в обстрелах и провокациях. Грузинское руководство утверждает, что российские военные планируют захват новых территорий. В заявлении Министерства иностранных дел Грузии говорится о "попытке проникновения российских оккупантов вглубь территории страны". МИД России, в свою очередь, подчеркивает, что если Грузия будет продолжать провокации в Южной Осетии, то Россия оставляет за собой право использовать силу. Между тем, сегодня же президент Южной Осетии Эдуард Кокойты отправил в отставку правительство.

Карэн Агамиров: Президент Южной Осетии пообещал лично контролировать процесс строительства индивидуального жилья, финансирование которого взяла на себя Россия.
Есть ли связь между отставкой правительства и приближающейся годовщиной вооруженного противостояния России и Грузии?
У микрофона Радио Свобода - южноосетинский политолог Алан Джусоев.

Алан Джусоев: Связи как таковой прямой нет. Может, косвенная есть. Сейчас идет назначение нового премьер-министра, и это просто формальность.

Карэн Агамиров: О ком идет речь, кто новый премьер?

Алан Джусоев: Я вам не могу назвать его фамилию, я ее не знаю, но говорят - молодой, 40-летний человек, говорят - он с Урала сам родом. Это все, что я пока знаю о нем.

Карэн Агамиров: Кокойты, в частности, сказал, что вместо того, чтобы решать вопросы помощи пострадавшему населению, помочь снять социальную напряженность, многие чиновники злоупотребляют своим служебным положением. Он сказал, что чиновники понесут ответственность за мошенничество при предоставлении списков частных домов, подлежащих восстановлению. Вы там живете, скоро годовщина событий, была оказана помощь, - что, опять и здесь проворовались?

Алан Джусоев: Вы знаете, есть такие случаи, да, проворовались. Есть такие случаи, и я бы все-таки хотел, чтобы чиновники были наказаны. Понимаете, одно дело - говорить, а другое - это делать. Потому что пока у нас, допустим, нет чиновника, который сидит за то, что проворовался.

Карэн Агамиров:
Годовщина событий скоро, начинаются взаимные обвинения. Ваша позиция, могут ли повториться какие-то события, аналогичные тем, что были год назад?

Алан Джусоев: Таких событий не будет. Конечно же, мелкие перестрелки, стычки - все это будет происходить, пока не закончится строительство границы. А это будет происходить, да, Грузия будет совершать провокации, провоцировать. Потому что Грузии выгодно показать нас в таком свете бандитов, террористов.

Карэн Агамиров: А как вообще люди, население, граждане в Южной Осетии себя чувствуют в преддверии этой годовщины? Вы общаетесь, наверное.

Алан Джусоев: Сейчас будет очень много людей в Южной Осетии справлять годовщину погибшим своим, и это горе, с одной стороны. С другой стороны, вы знаете, к этой годовщине появилась гарантия того, что второй раз такого не повторится.

Карэн Агамиров: Подвел черту Алан Джусоев.
А вот что думает об этом военный обозреватель "Комсомольской правды" Виктор Баранец.

Виктор Баранец: За этот год Михаил Саакашвили прошел ускоренные курсы адекватных политиков, он получил немало нагоняев за свою неадекватность. С другой стороны, Саакашвили подпирает и другое: все-таки новую войну в условиях созревающей, как младенец, оппозиции, я думаю, Саакашвили уже не перенесет. До бряцания оружием и, тем более, до новой войны не должно дойти.
У России позиция достаточно непростая. Расчеты России на то, что независимость Абхазии и Южной Осетии будет бурно признана мировым сообществом, не удались. Второе, нельзя не заметить, что мы, хотя и располагаем там двумя военными базами, пытаемся пристроить остатки своего Черноморского флота, но у меня такое впечатление, что у Москвы там, в общем-то, настроение неуверенного в себе квартиранта. Россия очень аккуратно, мне кажется, с большой опаской расценивает свое решение о военном присутствии в Южной Осетии и Абхазии. Единственно решительность я вижу в том, как оборудуется граница. Но проблем там у нас будет еще достаточно много.

Карэн Агамиров: Предупредил Виктор Баранец.
В Грузии находится руководитель Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов. Вот его зарисовка.

Олег Панфилов:
В Грузии, конечно, ситуация напряженная, но она напряженная, только когда люди пытаются все-таки понять, что происходит. Конечно, много различных слухов, все друг друга спрашивают и обсуждают, будет ли война или нет. Настроение у людей опасливое. Представители власти говорят о том, что, скорее всего, военных действий не будет, но количество провокаций, тем не менее, не уменьшается, и происходит почти каждый день что-то такое, что вызывает обеспокоенность. Если только недавно было заявлено российскими властями, что, наконец-то, восстанавливают какое-то жилье в Цхинвали для местного населения, то в Грузии были построены дома для грузинских беженцев из Южной Осетии буквально за 2,5-3 месяца. Это все происходило на моих глазах, и, в общем-то, ремонтировали практически сразу все, и следов войны... ну, пожалуй, если только подойти близко к памятнику Сталину в центре Гори, то можно увидеть какие-то отметины от шрапнели или пуль.

Карэн Агамиров: В преддверии годовщины вооруженного конфликта к народам и руководителям России и Грузии обратился народный артист СССР, солист Большого театра Зураб Соткилава.

Зураб Соткилава: У меня сердце обливается кровью. Каждый раз, когда я вижу или слышу про эту историю, мне плохо становится. Я, как грузин, я патриот своей страны, и то, что я думаю, что грузинский народ в этом абсолютно не виноват, в том, что произошло. Это такое несчастье и такой абсурд, что такое случилось, что я надеюсь, что не должно повториться, ни в коем случае не должно повториться. Мой совет руководству: прежде чем что-то делать, долго-долго подумать надо и только потом принимать какие-то решения. И потом, всегда надо учитывать какие-то традиции, какие-то вещи, которые связывали. И никогда не надо потом давать полный негатив обо всем. Найти надо какое-то хорошее зернышко и, наоборот, сближать народы, а не травить их друг на друга.

Карэн Агамиров: А тем, кто пострадал от этого и с той, и с другой стороны, что вы скажете?

Зураба Соткилава: И с той, и с другой стороны я даже хотел дать концерт, чтобы вспомнить всех погибших. Те, кто погибли, разве виноваты? Они погибли, я считаю, не за что просто.

Карэн Агамиров: Скорбит Зураб Соткилава.
XS
SM
MD
LG