Ссылки для упрощенного доступа

После переговоров с Биллом Клинтоном Ким Чен Ир помиловал американских журналисток


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.

Евгения Назарец: Северокорейский лидер Ким Чен Ир вынес "специальное помилование" двум осужденным ранее американским журналисткам. Это произошло после его переговоров в Пхеньяне с бывшим президентом Соединенных Штатов Биллом Клинтоном, который во вторник нанес блиц-визит в Пхеньян.

Аллан Давыдов: Билл Клинтон, прибывший в КНДР с неожиданным визитом, встретился с Ким Чен Иром и провел с ним переговоры об освобождении журналисток. Официальный Пхеньян охарактеризовал переговоры как "обстоятельные". Это была первая встреча северокорейского руководителя с видным представителем западного мира после инсульта, который лидер КНДР, как считают, перенес почти год назад. После переговоров с Биллом Клинтоном Ким Чен Ир издал указ о помиловании и освобождении Лоры Лин и Юны Ли, арестованных 17 марта вблизи северокорейско-китайской границы. Обе арестованные журналистки - сотрудницы медикомпании Current TV, основанной бывшим вице-президентом США Альбертом Гором. Они занимались подготовкой репортажа о незаконной переправке людей. Северная Корея обвинила их в незаконном пересечении границы и в причастности к неким "враждебным действиям". В июне северокорейский суд приговорил их к 12 годам исправительных работ.
По сообщению рупора пхеньянского официоза - Корейского Центрального агентства новостей - освобождение двух американок корейского и китайского происхождения явилось знаком "гуманной и миролюбивой политики". Согласно северокорейским СМИ, Билл Клинтон принес извинения от имени обеих арестованных и передал Ким Чен Иру в устной форме признательность президента США Барака Обамы. Последнее утверждение во вторник было опровергнуто пресс-секретарем Белого дома Робертом Гиббсом, который утверждал, что миссия Клинтона, направленная на освобождение журналисток, носит частный характер.
Известный аналитик по вопросам безопасности президент общественного фонда Ploughshares Fund Джозеф Сиринсионе полагает, что визит Билла Клинтона в Северную Корею сводился не только к гуманитарной миссии, но и нес более общее позитивное послание Вашингтона Пхеньяну. Он говорит, что для решения этой задачи кандидатура Клинтона - вне конкуренции.

Джозеф Сиринсионе: Во-первых, Билл Клинтон обладает огромным влиянием. Это, пожалуй, наиболее авторитетная политическая фигура, которую можно выбрать для миссии в Северную Корею. Во-вторых, в бытность президентом США, он добился успеха в отношениях с Пхеньяном. После того, как ядерная программа северокорейцев чуть не привела к войне, в 1994 году Клинтон договорился с ними о замораживании производства плутония. Северная Корея не производила плутоний и ядерное оружие до окончания срока администрации Клинтона. При президенте Буше эта договоренность развалилась, и Северная Корея в этот период испытывала ядерное оружие и ракеты дальнего радиуса действия. Сейчас у нее, как мы полагаем, от шести до десяти ядерных боезарядов. То есть, Клинтон - последний американский президент, успешно заблокировавший северокорейскую ядерную программу. И, наконец, вряд ли назовешь совпадением то, что жена Билла Клинтона - Хиллари - нынче является госсекретарем США, а Курт Кэмпбелл работавший при нем заместителем помощника главы Пентагона, недавно назначен помощником госсекретаря, специализирующимся по Северной Корее. Словом, все указывает на то, что Билл Клинтон оказался нужным человеком в нужный момент.

Аллан Давыдов: Американские наблюдатели считают, что помилование американских журналисток при посредничестве Клинтона играет на руку и Пхеньяну, не снявшему с них обвинений, и администрации Обамы, которая не желала бы усугубления скандала.
Губернатор американского штата Нью-Мексико Билл Ричардсон бывал в Северной Корее. В 90-е годы он содействовал освобождению ряда других американских граждан, задержанных в Северной Корее. На его взгляд, разрешение проблемы с осужденными журналистками может дать дополнительные очки больному и заметно дряхлеющему Ким Чен Иру, но оставляет под вопросом достижение прогресса в переговорах о северокорейской ядерной программе.

Билл Ричардсон: Прежде всего Северная Корея привлекла к себе внимание международной прессы тем фактом, что эту страну посетил бывший президент Соединенных Штатов. Пхеньян всегда очень желал такого визита. И я считаю, что сейчас американская сторона поступила правильно. Но этот визит пойдет на пользу и самому Ким Чен Иру с точки зрения укрепления его внутренних позиций. Ким словно демонстрирует согражданам свою способность заставить приехать к нему экс-президента США. Он также выигрывает в плане обеспечения преемственности. Нет сомнения, что у него плохо со здоровьем, и визит Клинтона способствовал бы легитимизации передачи власти одному из трех сыновей Ким Чен Ира в глазах народа КНДР. Приезд высокопоставленного американского эмиссара удовлетворяет и стремление Пхеньяна вести прямой разговор с Вашингтоном, в отличие от нелюбимых северокорейцами шестисторонних переговоров по поводу их ядерной программы. Сейчас они считают себя ядерной державой, ключевыми игроками, и, возможно, будут настаивать на прямых переговорах с США. Но не берусь судить, как дальше пойдут события. Пхеньян сейчас особенно непредсказуем из-за проблемы с передачей верховной власти. И все же, учитывая невиданную на моей памяти напряженность и противоречия между КНДР и США, я считаю визит Билла Клинтона в Пхеньян полезным. Он охладит атмосферу.

Аллан Давыдов: Американские аналитики отмечают, что визиты высокопоставленных представителей Соединенных Штатов в Северную Корею - событие весьма редкое. Лишь в 1994 году эту страну посетил бывший американский президент Джимми Картер, а в 2000 году - тогдашний госсекретарь Мадлен Олбрайт. Наблюдатели также отмечают, что в группу сопровождения Билла Клинтона входил Джон Подеста, который в бытность Клинтона президентом руководил аппаратом сотрудников Белого дома, а сейчас является неофициальным советником президента Барака Обамы.
XS
SM
MD
LG