Ссылки для упрощенного доступа

Зарисовка из Гори


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Георгий Кобаладзе.

Александр Гостев: В бывший зоне боевых действий в районе грузинского города Гори продолжает работать специальный корреспондент Радио Свобода Георгий Кобаладзе. Сегодня в эфире третья часть его путевых зарисовок.

Георгий Кобаладзе: Ещё несколько дней назад в регионе Шида Картли, приграничном с Южной Осетии, ничего не напоминало о приближении трагической даты 8 августа. Однако непосредственно накануне годовщины всё изменилось. Размеренную жизнь Гори и близлежащих тихих деревень всколыхнула огромная колонна из десятков автобусов, на которых в регион прибыли активисты молодёжного движения "7 августа".
Дело в том, что в Грузии именно 7, а не 8 августа считается днём начала войны, поскольку, по версии грузинской стороны, в этот день осетинские формирования начали массированный обстрел грузинских сёл Южной Осетии.
Жители Гори и селяне с некоторой усталостью наблюдали за жизнерадостными молодыми людьми, которые ехали по шоссе, размахивая государственными флагами.
Несколько тысяч демонстрантов из Тбилиси собрались на горе у средневековой крепости, которая помнит многие действительно славные страницы истории Грузии, и зачитали обращение к Грузинскому народу, которым призвали нацию (цитата) "сплотится в годовщину российской агрессии и показать всему миру, что народ един в своём стремлении мирно противодействовать агрессору, оккупировавшему грузинские территории". Затем на крепости заполыхал большой костёр, который был виден во всём регионе. Наверняка и в Цхинвали, поскольку до столицы Южной Осетии от Гори не очень далеко, а крепость находится на горе.
Кстати, центральные и региональные власти уговорили молодых людей отказаться от идеи ехать колонной в сторону грузино-югоосетинской границы. Как известно МИД России недавно предупредил, что осуществление этой идеи к добру не приведёт. Поэтому манифестанты предпочли остаться в Гори и принять участие в организации на центральной площади выставки под открытым небом, посвящённой годовщине трагедии, которую официально в Грузии именуют не иначе как "российской агрессией и оккупацией", а неофициально (в народе) просто "августовскими событиями" без всяких оценок.
Тем временем, из Гори мы направились в сторону грузинских сёл, прилегающих к Южной Осетии. Многие из них находятся совсем недалеко от Цхинвали. Столица Южной Осетии расположена непосредственно у грузино-югоосетинской границы. Так что, из грузинских сёл вполне можно наблюдать сам город. Дороги в сторону сёл разбиты и давно не обновлялись. Вопиющая бедность и ветхость дополняется следами войны.
В отличии от Гори, здесь, вдоль дорог, много сожженных дотла домов. Причём местные жители утверждают, что их жгли преднамеренно, уже после завершения боевых действий. На вопрос "Кто?", ответ однозначен - "ополченцы, бандиты и мародёры, которые шли вместе с российскими войсками". Перед сожжением пустых домов, в которых к тому времени уже не было жителей, мародёры их грабили - вывозили домашнюю утварь на машинах, угоняли скот, а затем, по утверждению жителей, поджигали и сады. Во дворах сожженных домов уже стоят маленькие коттеджи. Сами дома не подлежат восстановлению, разрушать их и строить такие же добротные двухэтажные здания у властей не хватило средств. Поэтому решили построить во дворах коттеджи, где и живут селяне, рискнувшие вернутся к родным очагам. По их словам, они очень боятся нового вторжения мародёров, а полиции в сёлах очень мало. Изредка появляются и наблюдатели Европейского Союза, введённые в регион согласно договорённостям Саркози-Медведева.
Но по большому счёту, жителям этих сёл, находящихся вне территории Южной Осетии, ещё повезло. Они смогли хоть вернуться в родные деревни. А вот десятки тысяч человек из грузинских сёл в самой Южной Осетии, после уничтожения этих деревень (их сожгли дотла - до последнего дома), живут в посёлках беженцев. Эти посёлки расположены в нескольких районах региона Шида Картли и внешне производят довольно благоприятное впечатление - опрятные домики с водой и канализацией. Власти провели газ, электричество, подарили каждой семье телевизор и холодильник. В целом эти поселения никак не соответствуют представлением о "лагерях беженцев". Однако сами беженцы, конечно, мечтают вернуться домой - в родные сёла, откуда, по их словам, были несправедливо изгнаны.
Осуждения грузинских властей за события августа 2008 года мы не слышали и наверняка не только потому, что беженцы ценят заботу, но и по той причине, что они помнят, как всё было и утверждают, что война началась вовсе не 8 августа, а раньше, когда их сёла начали обстреливать из артиллерии. Властей они упрекают лишь в том, что те не предупредили их вовремя об опасности. При этом вспоминают и всё то доброе, что некогда объединяла грузин и осетин. Говорят беженцы из Южной Осетии Малхаз и Георгий:

- Продукты дают. Никто не работает. Все осталось - и скот, и курицы, все осталось. Голые вышли.

Георгий Кобаладзе: А почему так получилось? Вас не предупредили?

- Никто не предупредил. Когда самолет бомбил, тогда уже решили. На машине не смогли. Пешком еле-еле вышли.

- Супруга директором работала до этого. Я тоже учителем работал. Остались без работы. Никто не дает нам работу. Никто не берет.

Георгий Кобаладзе: Сейчас приближается годовщина трагических событий. Как вы все это оцениваете?

- Мы хотим вернуться домой.

Георгий Кобаладзе: Вы надеетесь, что все-таки вернетесь?

- Я так чувствую - надо вернуться. От меня не зависит. Зависит от власти.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG