Ссылки для упрощенного доступа

Дмитрий Волчек: Человек недели Радио Свобода – бывший президент Соединенных Штатов Билл Клинтон, вызволивший двух американских журналисток, арестованных в Северной Корее. Слово Владимиру Абаринову.

Владимир Абаринов: Билл Клинтон был избран президентом в 46 лет, а в 54 года истек его второй и последний срок на этом посту. В таком возрасте еще рано уходить на покой – надо искать себе новое занятие. И Билл Клинтон его нашел. Этим занятием стал благотворительный фонд его имени. Основная сфера деятельности фонда - борьба со СПИДом в глобальном масштабе. В 2005 году по просьбе президента Буша-младшего он вместе с Бушем-старшим занялся сбором средств для помощи жертвам цунами в Южной Азии, а затем и жертвам урагана «Катрина» в США.
Согласно сложившейся традиции, бывший президент не комментирует решения действующего главы государства и вообще старается держаться вне политики, по крайней мере публичной. Поэтому, когда Билл Клинтон в прошлом году стал чересчур активно участвовать в президентской кампании своей жены Хиллари, на многих это произвело неприятное впечатление, и Клинтон ушел в тень.
Посредничество бывшего лидера в решении деликатных гуманитарных вопросов – тоже американская традиция. Его роль особенно важна в ситуациях, когда переговоры по официальным каналам затруднены или невозможны. Деятельностью такого рода много занимался экс-президент Джимми Картер, за что и был удостоен Нобелевской премии мира.
Именно такая ситуация возникла в Северной Корее, с которой у США нет дипломатических отношений. В марте этого года сотрудники американской телекомпании Current TV Лора Лин и Юна Ли были задержаны северокорейскими пограничниками за незаконное пересечение государственной границы. Им было также вменено некое «тяжкое преступление» против КНДР – вероятно, шпионаж. Суд над ними проходил в закрытом режиме. Журналистки были приговорены к 12 годам каторги.
Визит Клинтона в Пхеньян продолжался менее суток. В Америку он вернулся вместе с журналистками. Говорит Лора Лин.

Лора Лин: 30 часов назад Юна Ли и я были узниками в Северной Корее. Мы боялись, что всякую минуту нас могут отправить в каторжный лагерь. Потом вдруг нам сказали, что у нас будет свидание. Нас привезли куда-то, мы вошли в дверь и увидели, что перед нами стоит президент Билл Клинтон. Мы были потрясены. Но в глубине души мы всегда верили, что самый мрачный кошмар нашей жизни в конце концов кончится.

Владимир Абаринов: Билл Клинтон не стал делать никаких политических заявлений.

Билл Клинтон: Как американец и как отец я хотел только одного – чтобы эти две молодые женщины вернулись домой. Я рад, что смог помочь. Но я больше не политик и не должен им быть. У меня есть обязанность информировать мое правительство, но, помимо этого, я не могу говорить ничего, что так или иначе могло бы повлиять на принятие или непринятие решений.

Владимир Абаринов: Вместе с тем Билл Клинтон повторил, что будет счастлив исполнить какую-либо просьбу президента Обамы.
XS
SM
MD
LG