Ссылки для упрощенного доступа

Проблема безработицы в России не новая


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.

Кирилл Кобрин: В России количество официально зарегистрированных безработных продолжает снижаться, сообщил вице-премьер правительства Александр Жуков. Связан ли этот процесс с мерами, предпринятыми правительством, и возможно ли рост безработицы регулировать искусственно, выясняла Тамара Ляленкова.

Тамара Ляленкова: Вице-премьер назвал наиболее благополучные по занятости населения регионы - это республика Адыгея, республика Калмыкия, Липецкая область, Мурманская, Рязанская, Хабаровский край, всего 57 субъектов Российской Федерации. Заместитель директора института Мировой экономики и Международных отношений Евгений Гонтмахер прокомментировал эти данные так:

Евгений Гонтмахер: Сейчас ситуация с безработицей носит чисто сезонный характер. Это связно не только с тем, что сейчас лето, и люди менее охотно идут регистрироваться в качестве безработных, даже потеряв работу. Потому что у них есть огороды, есть возможность устроиться в неформальном секторе, ну и связано с тем, что общеэкономические процессы сейчас тоже носят такой промежуточный характер. После резкого падения и ВВП, и промышленного производства в начале этого года сейчас есть некоторое такое плато. Что будет дальше? Скорее всего, будет продолжено падение нашей экономики, но пока мы на этом плато пару последних месяцев как бы стоим.

Тамара Ляленкова: Как вы считаете, те 43 млрд. рублей, которые выделены правительством для обуздания безработицы, они немножко исправят ситуацию?

Евгений Гонтмахер: Это затяжка. Это называется отсрочить реальные экономические меры, достаточно жесткие как закрытие неэффективных предприятий. Поэтому эти меры, конечно, радикального улучшения ситуации с безработицей никак не несут. Все будет зависеть от того, как будет развиваться экономическая ситуация, будет ли идти дальше схлопывание нашей экономики, и как будут, конечно, вести себя местные власти и работодатели. Будут ли они до конца задерживать работников на неэффективных рабочих местах, или все-таки они будут следовать экономической логике, когда надо неэффективные рабочие места закрывать, а вместо них создавать эффективные. Но это отдельный большой процесс, связанный с инвестициями, с улучшением ситуации вокруг бизнеса в нашей стране. В этом смысле чуда не может быть. Пока не возобновится экономический рост, причем на здоровой основе, то есть на основе частной инициативы, минимизации административных барьеров, говорить о том, что что-то в сфере занятости радикально улучшилось, я думаю, невозможно.

Тамара Ляленкова: Это было мнение Евгения Гонтмахера.
Между тем, регионам предлагается использовать государственные программы, направленные на поддержку заработной платы, переобучение, создание временных рабочих мест, а также поощрение малого бизнеса. О действенности этих мер я попросила рассказать директора Центра этнополитических и региональных исследований Владимира Мукомеля.

Владимир Мукомель: На мой взгляд, было бы избыточным оптимизмом полагать, что все предпринимаемые правительством меры оказались очень эффективными. Например, общественная работа. Другая мера, принятая правительством, - это поднятие планки выдачи пособий по безработицы - противоречит этому. Поясню. Максимальное пособие по безработице составляет 4900 рублей. В некоторых регионах больше. По Москве - это 6600 рублей. Очевидно, что ни один москвич не пойдет на работу с оплатой труда меньше 9-10 тысяч. Это первое. Второе. Меры, предпринятые по созданию условий для частного бизнеса. Это пособия, составляющие менее 2 тысяч долларов. На эти деньги нельзя открыть бизнес. Очевидно, что правительство это понимает и собирается поднимать эту планку. Есть еще одна проблема. Ведь когда мы говорим о снижении численности безработных, об изменении этой численности, очевидно, что динамика этих изменений существенно зависит от качества учета, от качества работы соответствующих служб. Если вы ухудшите деятельность служб занятости, если там появляются очереди, если потенциальный работник не обращается в службу занятости, то соответственно у вас будут иные официальные цифры по численности безработных.

Тамара Ляленкова: Рассказал директор Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель.
Действительно, от количества безработных зависит объем денежных средств, направляемых на преодоление сложившейся ситуации. В этом году - 43 млрд. рублей, на будущий год запланировано более 35 млрд. От каких, помимо естественных экономических, факторов зависит число безработных, поясняет директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Наталья Зубаревич: Действительно, по сравнению с первым кварталом 2009 года занятость немножко выросла. Но надо четко объяснять, в чем причины. А причины очень простые. Каждый год в Российской Федерации на протяжении многих лет весной и летом улучшается ситуация с занятостью, а к осени и зиме она ухудшается. Это называется циклические колебания. Летом люди находят больше работы в строительстве, в сельском хозяйстве. Поэтому занятость растет, безработица падает. Именно поэтому меряют среднегодовые показатели, которые этот цикл уже убирают.
Большинство экспертов полагают, что в апреле, мае, июне мы столкнулись именно с таким циклическим снижением безработицы. Реально мы сможем понять ситуацию только в октябре-ноябре, смотря какими темпами она будет расти. То, что она будет расти - абсолютно неизбежно, потому что цикл так идет. Вопрос - с какой силой это будет происходить? Поэтому я бы не спешила на месте правительства давать победные рапорты или хотя бы честно объяснила, что в структуре занятости существуют сезонные циклы.

Тамара Ляленкова: С другой стороны, не все же может быть и регистрируются. Кто-то получает временную работу, теряет ее, опять находит и находится в таком колебательном состоянии. Наверное, это значительная часть.

Наталья Зубаревич: Очень большая часть людей работает либо в режиме неполной занятости, либо находится в так называемых административных отпусках. Если взять всех занятых в России, то примерно 4%, промышленность - это уже больше - примерно 9-10%. Как рассчитала Высшая школа экономики, в машиностроении - 20% занятых работает в таком режиме. Поэтому у нас безработица хитрая. Она как явная, то, что мерится органами статистики, так и скрытая. Она не росла с февраля, она даже немножко подсократилась. Это так. Но говорить о том, что эти люди имеют устойчивый доход, наверное, неправильно.

Тамара Ляленкова: Считает Наталья Зубаревич.
Итак, по данным вице-премьера правительства Российской Федерации Александра Жукова с начала экономического кризиса в России потеряли работу около 600 тысяч человек, из которых почти треть смогли трудоустроиться. Тогда как общее количество зарегистрированных безработных - 2 млн. 140 тыс. человек. То есть проблема безработицы в России проблема не новая.
XS
SM
MD
LG