Ссылки для упрощенного доступа

Куда расходуются средства, выделенные Россией Южной Осетии


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Марк Крутов: На прямой связи с нашей студией специальный корреспондент Радио Свобода Олег Кусов, который находится в Северной Осетии.
Олег, как во Владикавказе и в другом новообразованном государстве - Южной Осетии реагируют на финансовую помощь Абхазии? Во-первых, нет ли, что называется, ревности к своим соседям? А во-вторых, какова судьба тех немалых средств, которые Россия уже выделяла Южной Осетии?

Олег Кусов: Ревности нет, но, услышав об оказании помощи Абхазии, эксперты, общественные деятели Северной и Южной Осетии вспомнили об аналогичных заявлениях прошлого года. Тогда тоже премьер-министр России Владимир Путин озвучил цифру, она была меньше - 10 миллиардов рублей, и эти деньги должны были полностью пойти на восстановление Южной Осетии. Правда, тогда еще эксперты обратили внимание на то, что эта цифра была названа фактически в то время, когда боевые действия еще не закончились. То есть получалось, что российские власти в течение нескольких часов смогли посчитать ущерб от боевых действий на территории всей Южной Осетии.
Вопросов очень много появилось с тех пор. В частности: включены ли в те самые деньги, 10 миллиардов рублей, программы по оказанию помощи грузинским беженцам? Ведь мы помним, что российские средства массовой информации очень часто говорили о том, что Цхинвали почти полностью разрушен, он напоминает Сталинград времен Второй мировой войны, а на практике оказалось иначе. Полностью разрушенными оказались грузинские селения, весь анклав из пяти сел. Пойдут ли эти деньги на восстановление грузинских домов, на оказание помощи грузинским беженцам? Они же тоже жители Южной Осетии! В общем, вопросы эти остаются уже год, и к ним добавились еще новые вопросы. В частности: где же все-таки помощь, почему грузинские беженцы получили почти все, что им необходимо для жизни, а южные осетины до сих пор не могут восстановить элементарное: у них нет газа, у них нет у многих домов.
На эти вопросы попытался ответить в ходе недавнего телемоста в Цхинвали президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. Он заявил: "На сегодняшний день совместно с Министерством регионального развития и МВК разработан план восстановления Южной Осетии. Да, были определенные сбои на первом этапе, но на сегодняшний день могу заверить всех: восстановление Южной Осетии идет активно, уже восстанавливается около 300 частных домовладений и около 200 муниципальных многоквартирных домов". То есть по-прежнему власти Южной Осетии полны обещаний своему народу, что все в будущем восстановится. Так что вопросов очень много.
А что касается экономических реформ, о которых говорят абхазские оппозиционеры, конечно же, южноосетинским оппозиционерам да и всем жителям Южной Осетии просто-напросто и мечтать не приходится о каких-то реформах, просто бы выжить в этой нелегкой ситуации. Потому что Южная Осетия, в отличие от Абхазии, вообще своих ресурсов не имеет. Там какие-то рудники есть в районе Клайсы, но все они уже давно в очень неприглядном состоянии, они требуют восстановления, требуют больших вливаний. Получается, что жители Южной Осетии находятся в двойной зависимости - и от Москвы, как Абхазия, и от своего местного руководства, которое тоже не может толком разъяснить судьбу этих денег.
XS
SM
MD
LG