Ссылки для упрощенного доступа

Суд решает, продлевать ли срок пребывания под стражей Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Михаил Саленков: В Москве на процессе по делу бывших совладельцев нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского и Платона Лебедева сегодня суд вынесет решение, продлевать ли срок их содержания под стражей. Прокурор требует продлить срок до 17 ноября. Защита Ходорковского и Лебедева заявляет о том, что подзащитные содержатся в СИЗО незаконно. Сейчас в прямом эфире корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.
Марьяна, вам слово.

Марьяна Торочешникова: Действительно, накануне государственный обвинитель Валерий Лахтин заявил в суде ходатайство о продлении сроков содержания под стражей для Платона Лебедева и Михаила Ходорковского. Он напомнил, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев уже довольно давно содержатся под стражей с санкции суда по второму уголовному делу, и суд санкционировал их арест, а затем сроки содержания неоднократно продлевались. И все попытки защиты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева обжаловать эти решения успехом не увенчались. Валерий Лахтин отметил, что Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву вменяются тяжкие и особо тяжкие преступления, и подчеркнул, что и Лебедев, и Ходорковский являются организаторами преступления, а их соучастники, в том числе и бывший акционер ЮКОСа Леонид Невзлин, находятся в международном розыске.
Это было что-то новое, поскольку очень часто государственных обвинителей упрекали в том, что они, заявляя ходатайство о продлении сроков содержания под стражей для любых лиц, как правило, ограничиваются рассказами только о том, что им вменяется совершение каких-то тяжких преступлений, они могут скрыться или повлиять на свидетелей, и при этом доказательств не приводилось. Но вот на прошлом заседании Валерий Лахтин попытался привести такие доказательства. В частности, он привел в пример показания бывшего сотрудника ЮКОСа Голубовича, из этих показаний, со слов Лахтина, следует, что Ходорковский и Невзлин намекали свидетелю на то, чтобы он скрылся за границей, и также высказывали опасения, что Голубович может дать против них свои показания. Этот свидетель, по словам государственного обвинителя Лахтина, утверждает, что когда он переехал в Великобританию, и туда же скрылись несколько объявленных в розыск бывших сотрудников ЮКОСа, он это воспринял как реальную угрозу для своей жизни и здоровья. Кроме всего прочего, Валерий Лахтин заявил в суде, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, даже находясь под стражей, могут оказывать давление на свидетелей и использовать средства, которые они поместили в один из банков Великобритании, для того чтобы противостоять судебному разбирательству. Так по словам Валерия Лахтина, Ходорковский и Лебедев скрыли полученные в результате хищения нефти деньги и ценные бумаги на несколько миллиардов долларов в банке Великобритании, с которой у России не достигнуто соглашение о правовом сотрудничестве, и вот как раз эти деньги подсудимые и могут использовать, чтобы избежать правосудия.
Защита Михаила Ходорковского и Платона Лебедева еще не успела высказаться по этому поводу. В частности, адвокаты заявили накануне, что они впервые видят, чтобы ходатайство о продлении сроков содержания под стражей предлагалось в устном виде, да к нему еще Валерий Лахтин приложил несколько газетных статей из газеты "Коммерсант". И, в общем, по мнению защиты, это никак не может быть доказательством необходимости содержания под стражей Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
Суд сейчас прервался на перерыв. Сегодня в два часа дня стороны продолжат обсуждать это ходатайство, и потом судья Виктор Данилкин должен будет вынести решение по нему. Но даже если предположить, что Валерий Данилкин откажется продлевать сроки содержания под стражей Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, по большому счету, ситуацию это не изменит. Потому что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев и так содержатся под стражей, поскольку отбывают сроки наказания по первому уголовному делу. Другое дело, что у них должен быть облегченный режим содержания под стражей, они сейчас находятся в следственном изоляторе "Матросская тишина", и если к ним применен арест, они не имеют возможности получать длительные свидания, посылки, как получают, например, люди, которые отбывают наказание в колониях, в прогулках они ограничены. А если Виктор Данилкин откажется удовлетворять ходатайство государственных обвинителей, то у Михаила Ходорковского и Платона Лебедева появится возможность жить на облегченных условиях содержания в следственном изоляторе, наиболее приближенных к тем условиям, в которых отбывают свои наказания осужденные в колониях.
XS
SM
MD
LG