Ссылки для упрощенного доступа

Берлинскую стену снесли журналисты?


Берлинская стена, январь 1990 года
Берлинская стена, январь 1990 года
В преддверии 20-летия падения Берлинской стены (это случилось осенью 1989-го) в Великобритании вышла книга известного журналиста Виктора Себастьена "Революция 1989 года" с подзаголовком "Падение советской империи" (Revolution 1989: The Fall of the Soviet Empire). О том, как он оценивает событие 20-летней давности, автор книги рассказал в интервью Радио Свобода.

Книга Виктора Себастьена – не академическое исследование, не работа кабинетного историка, а воспоминания и комментарии очевидца событий 1989 года, когда один за другим в Восточной и Центральной Европе пали коммунистические режимы. В то время Себастьен был корреспондентом нескольких британских газет и телевидения и вел репортажи из этих стран. Его книга – во многом взгляд на падение советской империи через объектив фотоаппарата или телекамеры, взгляд журналиста.

Автор "Революции 1989 года" пишет об огромной роли средств массовой информации, особенно телевидения, в крахе восточноевропейских коммунистических режимов. По его мнению, это была первая в истории "телевизионная революция". Он считает, что и падением Берлинской стены мы обязаны журналистам - корреспонденту американской телекомпании NBC Тому Брокоу и пресс-секретарю МИДа ГДР Гюнтеру Шабовски.
Это была первая в истории "телевизионная революция"


На пресс-конференции 9 ноября 1989 года Шабовски объявил, что правительство ГДР разрешило своим гражданам свободно покидать страну через существующие погранпункты. "С какого времени это постановление вступает в силу?" – спросил его американский журналист. "Немедленно", - в явном замешательстве и не подумав, ответил Шабовски. "Последствия этого вопроса и ответа, - пишет Себастьен, который присутствовал на той пресс-конференции, - стали историей".

В интервью РС автор книги поясняет свою теорию телевизионной революции.

- Организации вроде Радио Свободная Европа много сделали для информирования людей о том, что происходило тогда в мире. Начиная с середины 80-х годов, жители Восточной и Центральной Европы могли без особого труда смотреть западное телевидение и слушать Радио Свободная Европа и Би-би-си. Это позволяло им получать объективную и независимую информацию, которая давала возможность понять, что коммунисты лгут о положении дел на Западе и о ситуации в их собственных странах. Сравнивая жизнь у себя дома и на Западе, люди узнавали правду. Из этих сравнений с очевидностью вытекало, что западные страны были более преуспевающими и более свободными, - говорит Виктор Себастьен.

Конечно, западное телевидение и радио сыграли определенную роль в падении коммунизма в Восточной Европе. Однако вряд ли это было главной причиной краха советской империи. Главные причины были чисто внутреннего свойства и стали следствием общего кризиса коммунистической системы. Виктор Себастьен считает, что ее падение стало возможным прежде всего из-за усталости Советского Союза от имперского бремени и его неспособности сохранить империю:

- К концу 80-х годов Советский Союз начал воспринимать свою империю как бремя. Горбачев принял тогда историческое решение не предпринимать военных акций для ее сохранения. Этому способствовала и советская неудача в Афганистане. Не следует забывать и об огромном иностранном долге Советского Союза и его сателлитов. К примеру, ГДР должна была выплачивать чуть ли не половину поступлений в бюджет в счет процентов по иностранным долгам. Советский Союз переживал тогда финансовый кризис из-за резкого падения цен на нефть. Эта революция в огромной мере стала результатом "принципа домино". Когда венгры решили в марте 89-го открыть границы и другие страны увидели, что Советский Союз на это никак не прореагировал, они последовали их примеру. Уже в наше время из архивных документов стало известно, что Москва дала понять лидерам соцстран, в частности, Эриху Хоннекеру и Войцеху Ярузельскому, что советские войска не придут им на помощь, как это было во время венгерского восстания 56-го года и Пражской весны 68-го, - рассказывает Себастьен.

Мирный характер падения коммунистических режимов в Восточной Европе Виктор Себастьен объясняет перерождением коммунистической элиты и национально-освободительным характером этих революций:

- В этих странах число членов компартий достигало 10-15 процентов от численности населения – очень высокий процент. Однако коммунизм стал там чем-то вроде пустого ритуала, большинство коммунистов не верило в его догмы. Даже высокопоставленные члены партии утратили эту веру. Всех их волновала лишь карьера. Падение коммунизма они восприняли как счастливую возможность разбогатеть и устроить свою жизнь. Коммунистические боссы в Берлине, Варшаве или Бухаресте понимали, что живут не лучше, чем младшие менеджеры на Западе.
XS
SM
MD
LG