Ссылки для упрощенного доступа

logo-print
В Выборге завершился 17-ый российский кинофестиваль "Окно в Европу". Окончание обзора конкурсной программы фестиваля и, собственно, его наградной лист - от обозревателя Радио Свобода из Выборга.

Очередная картина: "Фонограмма страсти", режиссер Николай Лебедев. Эротический детектив. В главных ролях – Елена Николаева и итальянский артист Фабио Фулько. Она – сотрудник частного сыскного бюро, занимается прослушкой. А он – объект наблюдения, но наша героиня об этом не догадывается. Сюжетная завязка интересная, энергичная, но дальше действующие лица начинают совершать поступки, лишенные логики - и то, что недавно казалось детективом, воспринимается как комедия. Страсть, на мой взгляд, была в "Мостах округа Мэдисон" или в фильме "Почтальон всегда звонит дважды", а здесь именно что "фонограмма страсти"; фанера, стало быть.

Если в этой картине больше подслушивают, то в картине Александра Шапиро больше подглядывают. Название двусмысленное: "Бесспорно". Это "подростковое" кино, с клубничкой, но не без морали. Молодой человек снимает любительское порно. Постепенно превращает хобби в профессию и в успешный бизнес. Хочется продолжить ряд: сначала мобильное видео, потом цифровое, потом игровой фильм - тоже, между прочим, бизнес.

Из приятных впечатлений – картина Наны Джорджазе по сценарию Ираклия Квирикадзе "Метеоидиот" - о человеке, которому за истинное умение любить достался дар повелевать стихиями, и он им воспользовался, чтобы хоть на короткое время вернуть счастье в свой дом. Это поэтичное кино с мягким юмором, ласковым мироощущением, с чрезвычайно привлекательными женщинами и не менее обаятельными мужчинами (Рамазом Чхиквадзе и Мерабом Нинидзе). Фильм физически приятно смотреть, но до притчи он не дорастает.
Ты сидишь, не спишь ночами, мучаешься, приглашаешь артиста на женскую роль, а жюри дает ему премию за мужскую

"Кошечка" (автор сценария и режиссер Григорий Константинопольский) - это комедия абсурда. Четыре новеллы, четыре истории, четыре монолога. Первая – от лица стареющей балерины, за нее выступает Михаил Ефремов. Во второй "потомственного бизнесмена" (отец в 1970-х фарцевал на Арбате) сыграл Александр Стриженов. Третий "герой" – годовалый малыш и будущий маньяк-убийца в исполнении Виктора Сухорукова . Четвертая история – о нищем писателе, которому, наконец, дали аванс на коммерческий роман, и роман этот пишет за него любимая кошечка, пока любимая мама строит за писателя башню, а таджикские рабочие красят ее в цвет слоновой кости. В общем, это такой абсурд, в котором много конкретных примет нашей жизни и много горькой насмешки над ее несовершенством. Снято очень просто, на крупных планах; по сути - говорящие головы. И, в опровержение новомодных представлений, эти самые "головы" прекрасно держат внимание зрителей. Литературная основа больше похожа на пьесу, чем на сценарий. И режиссер действует театральным ходом. Недаром все действующие лица в финале фильма выходят на поклоны перед театральным занавесом. Вольно или невольно Григорий Константинопольский спародировал штампы современного кино: документальные портреты стареющих актрис, страшилки про маньяков, сериальные слюни про богатых ревнивцев, набирающую силу склонность всуе упоминать имя Господа. Да, кстати, читая современные сценарии, легко предположить, что они написаны кошечками.

Трижды название этой картины звучало во время торжественной церемонии закрытия фестиваля. Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России, приз имени Саввы Кулиша, но от большого жюри "Кошечке" досталась только одна премия, Михаилу Ефремову " за лучшую мужскую роль". "Ты сидишь, не спишь ночами, мучаешься, приглашаешь артиста на женскую роль, а жюри дает ему премию за мужскую, - веселил собравшихся Григорий Константинопольский. - Я лучше отдам эту премию Илье Демичеву, в фильме которого Михаил Ефремов сыграл главную мужскую роль".

Речь идет о фильме "Какраки". Он, кстати, взят в одну из программ Венецианского фестиваля. Фильм претендует на обобщение: тут нашему герою и Гоголь из гроба подмигивает, и про то, что мы все вместе вышли из гоголевской "Шинели", рассказывают. Видимо, вышли из нее не все. Во всяком случае, какое имеет Гоголь отношение к "Какракам" - понять так же невозможно, как и то, какое отношение имеет несчастный, честный Акакий Акакиевич к большой министерской шишке, чиновнику-взяточнику, который влюбился в молодую девушку и единожды решил потратить взятку не на новые ботинки, а на помощь ближнему. Да тут и попался: поменял хороший кабинет на тюремную камеру, что, на его взгляд, почти одно и то же. Вообще, фильм о том, что жить нужно по-людски.

Эти самые "Какраки" получили приз президента фестиваля Армена Медведева, а также заняли третье место в конкурсе зрительских симпатий "Выборгский счет". На втором месте оказался внеконкурсный фильм Веры Глаголевой "Одна война". А на первое вышел "Видримасгор", дебют Яны Поляруш, он завершал конкурсный просмотр. Тайну названия раскрывать не станем. В картине есть мистическое исходное обстоятельство – окно, которое распахивается в прошлое, и от встречи с прошлым меняется настоящее и будущее всех героев. Фильм чрезмерно сентиментален, но в рамках задачи, поставленной самим режиссером, все выполнено грамотно.

Алексей Герман-младший, председатель жюри игрового кино, огласил его вердикт. Итак, Михаил Ефремов и Алиса Фрейндлих ( "Полторы комнаты") - лауреаты в актерских номинациях. "Серебряная ладья" за "художественное решение" досталась Нане Джорджадзе ("Метеоидиот"). Гран-при, как мы и полагали, у фильма "Полторы комнаты" Андрея Хржановского. Герман-младший сказал, что это "выдающаяся, тончайшая картина", ничего равного которой он не видел уже много лет. И под этими словами можно уверенно подписаться.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG