Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. В США внимательно следят за выборами в Афганистане


Программу ведет Юрий Жигалкин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Ян Рунов и Аллан Давыдов.

Юрий Жигалкин: Президентские выборы в Афганистане вызывают в Соединенных Штатах огромное внимание по понятным причинам. Президент Обама почти откровенно возложил на США ответственность за будущее государства. В Афганистане находятся больше тридцати тысяч американских солдат. Побывавшая в Кабуле накануне выборов группа сенаторов во главе с Джоном Маккейном призывает расширить этот контингент и утвердить, наконец, стабильность в стране, воспользовавшись иракским опытом. Успех этих усилий во многом будет зависеть от эффективности нового правительства и легитимности президента в глазах афганских избирателей.
Вот как видится ситуация а Афганистане Джиму Робинсу, редактору журнала "Нэшнл Ревью". У него взял интервью Ян Рунов.

Джим Робинс: Это очень важные выборы, хотя их значение станет очевиднее, когда мы узнаем их результаты. Но знаменателен сам факт вторых после свержения Талибана прямых президентских выборов. Президент Карзай удержался у власти весь первый срок. Талибану не удалось вернуть себе власть. И если нынешние выборы окажутся относительно свободными и честными, при минимуме насилия, то все это станет хорошим показателем.

Ян Рунов: В американской печати встречается критика в адрес президента Карзая, которого обвиняют в коррупции и в заигрывании с Талибаном ради победы на выборах.

Джим Робинс: В Афганистане, как во многих развивающихся странах, политическая культура либо отсутствует, либо была разрушена за последние десятилетия. Сейчас лидеры Афганистана пытаются создать ее на пустом месте. Во-вторых, коррупция в этом районе мира - обычное явление. В борьбе за пост президента Афганистана все кандидаты обещают бороться с коррупцией. Искоренить ее в Афганистане будет трудно любому президенту. Я не думаю, что правительство Карзая породило коррупцию, или что при Карзае коррупция получила особое распространение. Что касается попыток Карзая получить голоса талибов, то это политика. Тем более что даже американская администрация рассматривает вопрос о переговорах с менее непримиримыми фракциями Талибана.

Ян Рунов: Так считает Джеймс Роббинс, американский политолог.

Юрий Жигалкин: Насколько американская стратегия может зависеть от исхода президентских выборов в Афганистане? Этот вопрос Аллан Давыдов задал сотруднице вашингтонского института Катона Малу Инносент.

Малу Инносент: Один из ключевых компонентов афганской стратегии администрации Обамы - создание условий для передачи ответственности за обеспечение безопасности страны в руки самого населения Афганистана. И думаю, что вне зависимости от того, кто из кандидатов победит на выборах президента Афганистана, наращивание нашего присутствия в Афганистане в ближайшие полтора- два года поможет достичь цели, а именно: очистить от талибов и удержать в руках правительственных сил критически важные регионы. Оба самых вероятных кандидата в президенты Афганистана имеют свои недостатки, которые могут усложнить реализацию нашей стратегии. Если Хамид Карзай выбьется в лидеры без необходимости проведения второго тура выборов, есть вероятность, что этим он оттолкнет от себя группы этнических меньшинств. Учитывая, что Карзай и его правительство ассоциируются у афганцев с повсеместной коррупцией и беззаконием, поддержка его Соединенными Штатами может восприниматься как поддержка нелегитимного правительства. Если победит ставленник северян Абдулла Абдулла, пуштуны, живущие в южных и восточных провинциях Афганистана, будут ощущать себя более отчужденными от центрального правительства. Так что победа любого из кандидатов будет сопровождаться для нас определенными издержками.

Аллан Давыдов: Курс президента Обамы на наращивание американского присутствия в Афганистане вызвал предположения, что Афганистан может стать для нынешней администрации таким же сомнительной предприятием, каким, по мнению многих, включая Обаму, для предыдущей администрации стал Ирак. Вы с этим согласны?

Малу Инносент: Еще точнее: сравнение с вьетнамской стратегией президента Линдона Джонсона, сутью которой было продолжение поддержки коррумпированного правительства, которое собственное население в целом считает чужеродным нелегитимным. Считаясь опорой марионеточного правительства, вы помогаете Талибану, как и Вьетконгу 40 лет назад, выставить себя в качестве альтернативы хаосу и анархии. Возвращаясь к аналогии со стратегией Буша в Ираке, отмечу, что наша нынешняя афганская стратегия пока ее во многом копирует. Хотя в Ираке повстанцы сосредотачивались в основном в городах, а в Афганистане - в сельской местности. Две страны во многом отличаются по уровню развития инфраструктуры и социоэкономическим условиям. Афганцы также намного более децентрализованы, их коалиции структурированы по регионально-племенному принципу. Безусловно, добиваться прогресса в Афганистане необходимо с учетом отрицательного опыта президентов Джонсона и Буша. Важное место должны занять повышение дееспособности местной власти в провинциях, сужение круга задач до реально выполнимого предела. Нам следует поддерживать тесные связи со всеми правительствами стран региона, укрепляя диалог с Ираном, Россией, Индией, Пакистаном.

Аллан Давыдов: Сказала Малу Инносент, внешнеполитический аналитик вашингтонского Института Катона.
XS
SM
MD
LG