Ссылки для упрощенного доступа

В Шотландии освободили из тюрьмы смертельно больного террориста


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие Андрей Шароградский и Наталья Голицына.

Кирилл Кобрин: Большинство семей погибших в результате теракта над Локкерби выразили негодование по поводу освобождения из под стражи осужденного по обвинению в организации этого теракта ливийца Абдельбасета Али аль-Меграхи. Глубокое сожаление в связи с решением шотландских властей разрешить смертельно больному Меграхи вернуться в Ливию выразили Соединенные Штаты.

Андрей Шароградский: Абдельбасет Али аль-Меграхи - единственный осужденный по делу о взрыве авиалайнера американской компании "Пан Ам" над шотландским местечком Локкерби. 21 декабря 1988 года в результате взрыва бомбы в багажном отсеке самолета, выполнявшего рейс Лондон - Нью-Йорк погибли все 259 человек, находившихся на его борту, и 11 жителей местечка Локкерби, на которое упали обломки лайнера.
Следствию удалось доказать, что аль-Меграхи заложил бомбу в чемодан, который был сдан в багаж рейса Мальта-Франкфурт, а затем оказался в самолете, следовавшем из Франкфурта в Лондон и, затем, в Нью-Йорк. В 1988 году, являясь сотрудником ливийских спецслужб, аль-Меграхи работал в аэропорту Мальты. Свидетели по этому делу показали, что видели, как он покупал одежду, остатки которой были обнаружены в чемодане, в котором была спрятана бомба.
Другой обвиняемый по этому делу - Аль-Амин Халифа Фахима - был оправдан на суде, состоявшемся в 2001 году.
Личный самолет ливийского лидера Муамара Каддафи накануне доставил аль-Меграхи из Глазго в Триполи, где его встречали как героя. После отлета аль-Меграхи в Ливию его адвокат Тони Келли зачитал заявление своего подзащитного по поводу освобождения из тюрьмы: "Обращаюсь к тем родственника погибших, которые захотят услышать меня. Еще раз выражаю глубокое сострадание к их невообразимой утрате. Тем же, кто настроен ко мне враждебно, я могу только сказать, что я вам не отвечаю тем же".

Андрей Шароградский: Решение об освобождении аль-Меграхи после восьми лет заключения было принято министром юстиции Шотландии Кенни Макаскиллом. Рассказывает наш лондонский корреспондент Наталья Голицына

Наталья Голицына: Десять лет назад Шотландия получила широкую автономию, многие внутренние дела были отнесены к компетенции шотландского правительства. Тогда же был восстановлен шотландский парламент, не существовавший с начала XVIII века, имеющий право издавать законы, обязательные к исполнению в Шотландии. Шотландская пенитенциарная система относится к компетенции шотландского правительства, так что министр юстиции Шотландии Кенни Макаскилл имел полное право освобождать или не освобождать смертельно больного Абдельбасета Али аль-Меграхи по гуманитарным соображениям. Надо сказать, что в Великобритании существует закон, позволяющий освобождать заключенных по гуманитарным соображениям, если им остается жить меньше трех месяцев. На своей пресс-конференции в Эдинбурге, где он объявил об освобождении ливийского террориста, шотландский министр отметил, что после настойчивых призывов США не освобождать Меграхи, он поинтересовался мнением правительства Великобритании на этот счет и предложил ему ответить Соединенным Штатам, которые утверждали, что между двумя странами существует соглашение о том, что Меграхи должен провести свою жизнь в шотландской тюрьме. По словам шотландского министра юстиции, британское правительство информировало его, что не видит никаких юридических препятствий для освобождения Меграхи по гуманитарным соображениям и что оно не давало никакого официального заверения правительству США. "К сожалению, - отметил Кенни Макаскилл, - британское правительство в ответ на мой запрос не предоставило мне никакой информации о его собственном мнении на этот счет и о каких-либо договоренностях с США". Не только в США, но и в Британии раздаются голоса, не согласные с решением шотландского правительства. Так, лидер оппозиционной консервативной партии Дэвид Камерон, вслед за президентом США, назвал освобождение Меграхи ошибочным.

Дэвид Камерон: Думаю, что это неправильно и явилось следствием абсолютно бессмысленного представления. Если бы речь шла о том, что приговор несправедлив, то тогда следовало бы рассмотреть апелляцию и предоставить какие-то новые доказательства. Но, если речь идет о реальном освобождении по гуманитарным соображениям, то, думаю, что это ошибочное решение.

Наталья Голицына: После возвращения ливийского террориста на родину, где его встречали как героя, министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибенд заявил, что триумфальная встреча этого убийцы в Триполи представляется ему глубоко прискорбной. Милибенд отрицает, что британское правительство оказывало какое-либо давление на шотландские власти, и подчеркнул, что освобождение Меграхи полностью находится в юрисдикции шотландского правительства.

Андрей Шароградский: Ни на суде, ни после него аль-Меграхи не признавал себя виновным в причастности к взрыву над Локкерби. Ливия выплатила компенсации семьям погибших, однако Каддафи после этого заявил, что не имеет отношения к теракту.
Из 270 погибших 189 были гражданами Соединенных Штатов. Американская администрация высказала глубокое сожаление в связи с решением шотландских властей освободить аль-Меграхи. Вот что заявил президент США Барак Обама...

Барак Обама: Мы постоянно были в контакте с правительством Шотландии, подчеркивая, что возражаем и считаем это ошибкой. Мы также постоянно контактировали с родственниками погибших и повторяли, что не считаем это решение правильным.

Андрей Шароградский: С отдельным заявлением, в котором выражается "глубокое разочарование" по поводу освобождения аль-Меграхи, выступило Федеральное бюро расследований США.
Большинство родственников погибших в результате теракта над Локкерби также выразили свой гнев и разочарование.
"Во-первых, к нему уже проявили сострадание, когда приговорили к пожизненному заключению, а не к смертной казни, - заявил в интервью CNN Берт Аммерман, у которого погиб брат. - Во-вторых, он возвращается, и, хотя у него и рак в последней стадии, он вернется и будет встречен как герой в Ливии. И, в-третьих, давайте называть вещи своими именами. Его освобождают, потому что большой бизнес в Соединенных Штатах и Великобритании хочет ливийскую нефть, вот что движет этим делом".
"Может быть, это звучит грубо и некорректно, но я бы хотел, чтобы он вернулся из Шотландии так же, как моя жена Лорейн, - в гробу" - цитирует Би-Би-Си жителя Нью-Йорка Пола Холша, потерявший супругу.
Впрочем, такую позицию разделяют не все родственники погибших. Жительница города Литл Рок в Арканзасе Кэролайн Стивенсон сказала корреспонденту CNN: "Меня не волнует, находится ли он в тюрьме или со своей семьей... Я совершенно не против того, чтобы он имел возможность быть со своей семьей, когда он будет умирать... Я очень верю в юридическую систему Шотландии и поддерживаю их решение. Народ Шотландии всегда был очень добр по отношению ко мне и к моей семье", - сказала в заключение Кэролайн Стивенсон, чей сын погиб в результате теракта, организованного Абдельбасетом Али аль-Меграхи.
XS
SM
MD
LG