Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Сегодняшний факт. В Эдинбурге состоялась премьера оперы Клаудио Монтеверди "Возвращение Улисса в отечество"


Андрей Шарый: А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы - "Сегодняшний факт".
На Эдинбургском международном фестивале состоялась премьера оперы Клаудио Монтеверди "Возвращение Улисса в отечество" с участием больших деревянных кукол. Южноафриканский режиссер Уильям Кентридж пригласил к сотрудничеству кукольный театр из своей страны и бельгийский ансамбль "Райсеркар Консорт". Куклы изготовлены в три четверти человеческого роста. В спектакле приняли участие семеро певцов, семеро музыкантов и пятеро кукловодов.
Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Великобритании Наталья Голицына.

Наталья Голицына: Написанная и поставленная в 1640 году в Венеции опера Монтеверди претерпела тотальную реконструкцию на сцене эдинбургского "Королевского театра". В основе сюжета оперы гомеровская "Одиссея" - рассказ о возвращении царя Одиссея (в римской транскрипции Улисса) после Троянской войны на родину. Действие перенесено в больницу Иоганнесбурга, где на одной из коек лежит умирающий Улисс в виде марионетки, которой манипулирует певец Джулиан Поджер, исполняющий его партию. Вообще все персонажи оперы представлены марионетками в человеческий рост, изготовленными из дерева и папье-маше. Находящиеся на сцене певцы исполняют свои партии и одновременно управляют куклами. Над сценой установлен экран, на который проецируется анимационный фильм, в котором демонстрируются человеческие внутренние органы. Каждая партия оперы представляет собой теснейшее партнерство марионетки и певца или певицы. Действуют они по хореографическому сценарию, созданному кукольным театром "Хэндстринг".
Продолжительность оперы Монтеверди сокращена примерно на две пятых - до 1 часа 40 минут, партитура урезана, а музыку исполняет бельгийский ансамбль "Ричеркар консорт". Так что можно сказать, что слушатели в Эдинбурге знакомятся лишь с отрывками оперы выдающегося венецианского композитора. Горячечный бред Улисса, который умирает в последней сцене оперы, британская критика называет аллегорией человеческой ранимости и зависимости от своей физиологии и тела. Эта идея как бы противопоставлена эмоциональному катарсису первоначальной, оригинальной оперы Монтеверди. Широчайший отклик, который вызвала эта новаторская постановка в британской прессе, сопровождается сдержанной реакцией слушателей.

Андрей Шарый: Опера "Возвращение Улисса в отечество" в целом собрала хорошую прессу в Британии. Однако эксперты обращают внимание на то, что эксперимента ради произведение одного из основоположников современной оперы, классика эпохи раннего барокко Клаудио Монтеверди - он написал "Улисса" в 1640 году - сокращено на две пятых, а содержание ее заметно изменилось. Об этом - лондонский музыкальный критик Ефим Барбан.

Ефим Барбан: Один из музыкальных критиков пишет, что во время премьеры оперы Монтеверди в Эдинбурге поймал себя на том, что смотрит не на прекрасно выполненных огромных марионеток, а на лица сопровождающих их певцов. Даже критику трудно отвлечься от инстинктивного представления о том, что именно человеческое лицо - зеркало эмоций и переживаний, а отнюдь не безликие маски марионеток или манекенов. Постановка Уильяма Кентриджа полностью соответствует стилю деконструкции оригинала, очень модному сейчас в современном театре и опере. Эта постмодернистская постановка далека и от гомеровского эпоса и от оперы Монтеверди, предлагая собственную вариацию на тему человеческой бренности.
Впрочем, саму оперу Монтеверди "Улисс возвращается на родину", авторство которого одно время оспаривалось, лишь условно можно назвать оперой. В эпоху ее создания самого слова "опера" еще не существовало, и театрально-музыкальные сочинения Монтеверди в то время именовали "dramma per musica" - "драма на музыке". Пожалуй что именно это название праоперного жанра ближе всего сюрреалистической постановке Кентриджа, в которой центральная в греческой трагедии идея рока заменена музыкальной медитацией на моральную тему. Трудно не усмотреть в этой музыкальной аллегории влияния традиционной итальянской комедии дель-арте - комедии масок, спектакли которой строились на основе импровизации. Музыкально-театральную композицию Уильяма Кентриджа и автора ее музыкальных аранжировок Филиппа Пьерло вполне можно назвать импровизацией на тему оперы Монтеверди - импровизацией изобретательной, но довольно далекой от оригинала.

Андрей Шарый: Гостями рубрики "Сегодняшний факт" были музыкальный критик Ефим Барбан и моя лондонская коллега Наталья Голицына. На Эдинбургском международном фестивале состоялась премьера оперы Клаудио Монтеверди "Возвращение Улисса в отечество" с участием больших деревянных кукол.
XS
SM
MD
LG