Ссылки для упрощенного доступа

В Сочи проходит встреча Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Кирилл Кобрин: В Сочи проходит неформальная встреча президентов России и Белоруссии Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко. Согласно официальным сообщениям, президенты обсуждают вопросы двусторонних отношений, в частности, проблему с поставками молочной продукции и противоречия в сфере энергосотрудничества. Эксперты полагают, что Москва по-прежнему будет пытаться убедить Минск признать Абхазию и Южную Осетию и скорректировать свои политические отношения с западными странами.

Олег Кусов: Российская сторона заявила, что сегодняшняя встреча Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко носит неформальный характер. Президенты договорились о ней еще в Киргизии в конце июля нынешнего года.
Слово - нашему корреспонденту в Минске Виталию Цыганкову.

Виталий Цыганков: Александр Лукашенко улетел в Сочи в пятницу, 21 августа. Любопытно выглядели сообщения пресс-служб двух президентов. Версия Кремля выглядела следующим образом: "27 августа в Сочи состоится неформальная встреча Дмитрия Медведева с Александром Лукашенко". Официальный сайт белорусского президента 24 августа сообщил: "…В ходе предстоящих переговоров на высшем уровне планируется обсудить ряд актуальных вопросов белорусско-российского сотрудничества. В этой связи глава белорусского государства направился c рабочим визитом в Российскую Федерацию, где проведет ближайшие несколько дней".

Олег Кусов: Согласно официальным источникам, основное внимание президенты России и Белоруссии уделят проблемам двусторонних связей. В повестке дня - вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества, совместной работы России и Белоруссии в рамках Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза. Проблема возвращения Белоруссии в ОДКБ в полном объеме и участия ее в коллективных силах оперативного реагирования зависит от уступок России в торгово-экономической сфере, полагает белорусский политолог и экономист Леонид Заика.

Леонид Заика: Судя по массовому мнению, которое представлено обычным белорусским обывателем, белорусы отреагировали только на то, что Лукашенко сказал: мы не подписываем таких договоров ОДКБ, потому что пошлют воевать белорусских ребят. И все белорусские мамы вдруг вообразили, что сейчас будут всех ребят на улицах хватать и посылать воевать в какие-то точки опасные, так сказать, новые на карте СНГ. На самом деле, это неправда. Практически подписание ОДКБ и вхождение в полный режим работы ОДКБ связано с тем, что президент Белоруссии хотел бы определенных экономических дивидендов от всего этого. Действительно мы сейчас потеряли половину российского рынка, реально экспорт в Россию упал вдвое. Поэтому когда войдет - ну, вот когда Россия, скажем, будет продавать газ где-нибудь по 70 долларов, когда вы скупите все наше молоко и мясо и будете платить очень дорого за это. А на самом деле практически это лавирование мне кажется бесполезным, потому что все эти торговые войны говорят о том, что мышление руководителей находится на уровне еще ХХ века. Если мы говорим о реинтеграции, о союзе, должно быть взаимодействие производство, должна быть интеграция конкретная предприятий, людей, интеграция, которая ведет к новым, так сказать, видам деятельности.

Олег Кусов: В официальных сообщениях много говорится об экономических вопросах, которые намерены обсудить в Сочи Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко. Но у всех этих вопросов существует политическая подоплека, убежден эксперт по российско-белорусским отношениям Илья Рассолов.

Илья Рассолов: Основной вопрос лежит в плоскости именно политической. Потому что основная повестка дня - это последовательная трансформация союзнических отношений в межгосударственные отношения. Формально Москва хочет от Белоруссии признания Осетии и Абхазии и выхода Белоруссии из Восточного партнерства, причем без всякого торга. Лукашенко же хочет традиционно торговаться, в очередной раз его раздражает то, что Россия ему ничего не предлагает для торга, мало того, его продолжают давить по всем фронтам, отбирая вот эти вот многолетние выторгованные кровью и потом косвенные дотации. Разумеется, вот эти обиды, которые есть между лидерами, они могут быть так или иначе предметом для разговоров. Что касается Лукашенко, то свою позицию переговорную он озвучил недавно по белорусскому телевидению: он будет уверять президента Медведева в том, что ничего не понимает в том, что происходит в Белоруссии, раз, и второе, возможно, он захочет объясниться насчет своего западного вектора. И еще одна тема возможная - это предварительный зондаж насчет возможной поддержки Москвой его кандидатуры на президентских выборах уже 2010-2011 года, и администрация Лукашенко активно работает на этом направлении.

Олег Кусов: Международный валютный фонд готов выделять Белоруссии финансы, но власти используют их, как правило, лишь для поддержания белорусского рубля, отмечает минский политолог и экономист Леонид Заика.

Леонид Заика: В Международном валютном фонде настроены на то, чтобы давать еще деньги Белоруссии. Деньги, которые мы одалживаем, они пошли, по сути дела, на то, чтобы их сжечь ради поддержки курса белорусского рубля. То есть практически они не были вложены ни в какие новые производства, ни в инвестиции, ни в какие новые дела, а просто вот для поддержания статус-кво.

Олег Кусов: Разговоры об особых отношениях между российским и белорусским народами на основе славянского единства уступили место прагматичному межгосударственному диалогу, считает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Алексей Макаркин: Остались очень прагматичные отношения, основанные на консультациях, торговле, очень сложной, многоходовой. Скорее, политические уступки обмениваются на экономические решения. Сейчас отношения будут строиться именно по этому принципу. Белоруссии необходимы кредиты для ее экономики, она теперь кредиты получает и у России, и на Западе, и, соответственно, Россия будет настаивать на политических решениях белорусских властей. Ну, вот сейчас из того, что напрашивается, участие Белоруссии в Коллективных силах ОДКБ. Белоруссия пока не присоединилась к соглашению по этим силам, в то же время надо проводить учения для этих сил, они уже запланированы на белорусской территории. Россия уверена в том, что Белоруссия в конце концов здесь пойдет навстречу. И Белоруссия снова поднимает вопрос об очередном кредите. Вот, по сути, возможный обмен в этой ситуации.
Насколько это обмены могут зайти далеко? Для белорусов ограничителем является особенность их внешней политики: они стремятся балансировать между Россией и Западом. Если раньше они были ориентированы исключительно на Россию, сейчас они балансируют. Допустим, когда речь идет об участии в коллективных силах ОДКБ, это вряд ли способно сколько-нибудь серьезно ухудшить отношения Белоруссии и Запада. Вряд ли Запад одобрит это решение, но в то же время Запад не видит в этом ничего экстраординарного. В то же время, скажем, если Белоруссия согласится официально признать Абхазию и Южную Осетию, вот это может быть достаточно серьезной проблемой в белорусско-западных отношениях. Белоруссия входит в так называемое Восточное партнерство. Поэтому вот вопрос о признании этих двух республик является сейчас, пожалуй, самым сложным.

Олег Кусов: По мнению экспертов, Минск будет пытаться положить вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии в долгий ящик российско-белорусских отношений.
XS
SM
MD
LG