Ссылки для упрощенного доступа

logo-print
Заканчивается мертвый театральный сезон. Прошли уже сборы труппы в нескольких московских театрах; обещания заманчивы. А пока - о спектакле Театра Елены Камбуровой "Времена года", который недавно был отмечен премией "Хрустальная Турандот". Режиссер - Иван Поповски; это четвертая его работа в театре Камбуровой.

Театр Елены Камбуровой - совсем маленький театр, как сама Камбурова. Он интеллигентен, как его хозяйка, и так же, как она, любит музыку и поэзию.

Камбурова никогда не была просто певицей. Каждая песня в ее исполнении превращалась в драматическую миниатюру. Все ее концерты всегда похожи на спектакли. Театр, который она создала, невелик только размером помещения. На самом деле он вмещает в себя много разного: и спектакли, и вечера (например, Юлия Кима), и музыкальные представления. Если говорить о конкретной постановке "Времена года", то она вмещает в себя музыкальный театр, театр теней, кукольный театр, театр высоких компьютерных технологий и театр пантомимы.

Совсем крошечная сцена, если над ней чуть-чуть поколдовать - как и поступил художник Константин Лебедев, - окажется весьма вместительной. Наверху, над ней, найдется даже место для небольшого ансамбля, а на самой сцене - для четырех вокалистов и множества всяких чудес. Звучит музыка Вивальди, Гайдна, Чайковского и Пьяццолы в аранжировке Олега Симкина (он известен как партнер и аккомпаниатор Елены Камбуровой). Поют Елена Веремеенко, Надежда Гулицкая, Анна Комова и Елена Пронина.

Сперва зрители не видят сцены. До поры до времени она закрыта от посторонних глаз "парусом" из туго натянутой черной ткани. Потом он упадет, но дальше - еще один занавес, белый, прозрачный. По нему "пишут" всякие прекрасные картины-видеопроекции. Но позади, как выясняется, есть еще ширма с небольшим квадратным окошком. В окошке действуют люди и куклы. А за ширмой скрывается старинный театр - конечно, в миниатюре, но с тяжелыми бордовыми складками занавеса, и с закулисьем, и с трюмом. Рабочие тянут вперед-назад листы фанеры, на которых нарисованы волны, льют сверху воду, сыплют то кленовые листья, то снег на голову актерам, а из-под сцены выплывает к ним рыбка. Разоблачена вся машинерия старого театра - смешная, примитивная, и, в то же время, ужасно уютная. Вот как оно было во время оны. Сочетание современных технологий с самыми допотопными театральными механизмами создает очень изящную и ироничную картинку.

Иван Поповски сделал очень поэтичный спектакль - без слов, но с пением. Режиссер призывает зрителей расслабиться и не пытаться связать концы с концами, не мучить себя разгадыванием, отключить головы, положиться на чувства. "Если в конце спектакля или завтра утром у вас в голове сложится история - это будет только ваша история", - так говорит режиссер. Действительно "Времена года" можно воспринимать как отдельные музыкально-визуальные сценки с настроением. Но если задуматься, сложится вполне ясная история про сотворение индустриального мира: черная ткань - небесная твердь со звездами, а потом окно с цветами, а потом - мужчина и женщина, а потом - панорама огромного города, в котором нет никаких времен года и не слышно птичьего пения, одни только серость, скрип и скрежет. И все опутано сетями-проводами, будто на улицах кто-то развесил натянутые нервы несчастных жителей мегаполисов. И музыка Пьяццолы звучит так, будто ее исполняют не на аккордеоне, а на нервных струнах или на струнных нервах.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG