Ссылки для упрощенного доступа

Рядовой Альшведе и 30 миллионов смертей


Вячеслав Дашичев
Вячеслав Дашичев
Воспоминания бывшего солдата вермахта в программе Владимира Тольца "Разница во времени" прокомментировал советский участник Второй мировой Вячеслав Иванович Дашичев - профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Отделения международных экономических и политических исследований Института экономики РАН.

Корреспондент РС в Берлине Александр Сосновский записал интервью с 90-летним Гердом Альшведе. В 1939 году ему было двадцать, и он уже год как служил в армии. В ночь с 31 августа на 1 сентября 1939 года, моторизированная дивизия тяжелой артиллерии вермахта, в составе которой находился ефрейтор Альшведе, начала атаку в направлении уже разрушенного Велуня. Потом в фронтовой жизни Альшведе было еще немало атак – Варшава, осада Ленинграда и наступление на Москву.

Итак, слово историку Вячеславу Дашичеву:

- Прежде я должен сказать, что Герд Альшведе как рядовой солдат не был информирован о планах Гитлера и немецкого главнокомандования, ведь решение о нападении на Польшу было принято 1 апреля 1939 года.

А то, что поляки себя вели агрессивно, это ерунда. Сейчас прослеживается, есть такая тенденция, даже и у нас в России – обвинить Польшу в том, что она виновата в развязывании Второй мировой войны. Это неправда. Я в своем четырехтомном труде "Стратегия Гитлера: путь к катастрофе" подробнейшим образом описал планирование немецким командованием и ставкой Гитлера будущей войны. Свидетельство Альшведе только доказывает то, как тщательно немецкое командование готовилось к этой войне. Все было до мельчайших подробностей учтено для того, чтобы успешно проводить военные действия…

Что касается сопротивления поляков… Ну, прежде всего, польскую армию ни в коем случае нельзя было сравнить с немецкой. Польская конница была брошена против немецких танков. Силы были совершенно не равны - и технически, и численно. Поляки защищали свою родину. Это нужно понять. Но, увы, у них было недостаточно сил для этого. Тем не менее, надо отдать должное польским солдатам, они мужественно оборонялись. Но как удержать позиции против такого натиска Вермахта?!

Что касается отношения польского населения к немцам, ну, это вполне понятно, ведь синдром раздела Польши, а их было четыре, глубоко запал в души поляков.

17 сентября началось наступление Красной армии против Польши, и здесь поляки тоже оказали сопротивление и сражались до конца. Это был преступный четвертый раздел Польши. Сейчас пытаются оправдать позицию Сталина, говорят, что он якобы правильно поступил, санкционировав пакт Молотова-Риббентропа. Но разве могут какие-либо классовые соображения, классовые интересы оправдать эту войну, в которой Советский Союз потерял 30 миллионов человек? 27 миллионов официально значится, а я знаю, что не 27, а 30 миллионов!

Рассуждения простого солдата, который не знал о стратегии Гитлера и германского генерального штаба, естественно, не могут создать правильной картины тех событий, которые начались 1 сентября…

Что эта война принесла всем - Советскому Союзу, Англии, Франции? Все проиграли - и Англия, и Франция, и Советский Союз, понесший невероятные потери - и материальные, и людские.

Так вот, это еще раз говорит о том, что надо было сделать все, чтобы противопоставить Гитлеру объединенный фронт Англии, Франции и Советского Союза. Но возникла тупиковая ситуация, потому что ответственные политики не понимали, к чему ведет национальный эгоизм и национальные эгоистические интересы. Нужно было все сделать для того, чтобы предотвратить войну. Но этого не было сделано.

А что получил от войны тот же господин Альшведе? Ничего хорошего - ранение, потом раздел Германии. Германия пережила самую трагическую катастрофу за свою историю - была разделена на две части.

Таковы уроки этой несчастной, зловещей и преступной войны.
XS
SM
MD
LG