Ссылки для упрощенного доступа

Генные инженеры из Тель-Авива сообщили о результатах исследования в области криминалистики


Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Орлова.

Марина Дубовик: Генные инженеры из Тель-Авива сообщили о результатах исследования в области криминалистики. Оказывается, генетическую экспертизу можно подделать. Как с этим бороться, выясняла Ольга Орлова.

Ольга Орлова: Израильские генетики из компании Nucleix экспериментально показали, как преступники могут фальсифицировать результаты экспертизы ДНК. До сих пор этот метод определения личности считался неубиенным аргументом в суде. Однако выяснилось, что можно подделать кровь и выдать ее за кровь человека, которого на месте преступления не было. Для этого достаточно владеть базовыми навыками в области биотехнологий и иметь стандартное лабораторное оборудование. После этого можно, например, на основе своей собственной крови изготовить кровь того человека, на которого хотят навести подозрения. Подробности метода, описанного израильскими генетиками, объясняет доктор биологических наук Александр Марков:

Александр Марков: Можно взять любую кровь – хоть свою собственную. Затем извлечь из нее ДНК. Для этого надо отцентрифугировать, то есть извлечь все лейкоциты, которые содержат ДНК. Затем можно искусственно изготовить ДНК другого человека. Это можно сделать двумя путями. Во-первых, можно взять ДНК-фрагмент того человека, на которого хотят навести подозрения. Это может быть кусочек кожи или волосы. Из них надо извлечь крошечное количество ДНК, а затем ее размножить. Этот процесс называется амплификацией. Сейчас возможно, имея очень маленький образец ДНК, изготовить его в огромных количествах. И потом можно добавить его в ту кровь, предназначенную для экспертизы, и оставить ее на месте преступления.

Ольга Орлова: Но есть и другая технология, которой могут воспользоваться преступники. Она связана с так называемым ДНК- профилем человека.

Александр Марков: Они могут раздобыть из каких-то баз данных генетические "тексты" человека. То есть они получат ДНК не в виде живой молекулы, а в виде ее буквенной записи. Ведь молекула ДНК состоит из четырех разных "букв" - нуклеотидов - АТГЦ. И последовательность ДНК любого человека записывается из комбинации этих букв. И если иметь такой "текст", набранный в компьютере или записанный на бумаге, можно синтезировать необходимую молекулу ДНК, указывающего на человека, которого хотят "подставить". Затем опять уже, как было показано, размножить и подмешать в кровь, очищенную от лейкоцитов. Таким образом на месте преступления опять остается поддельный след.

Ольга Орлова: Однако же сами авторы исследования дают ответ на вопрос, как бороться с таким высокотехнологичными преступниками. Генетики обратили внимание на тот факт, что естественная родная ДНК в клетках человека и животных специально химически обработана. То есть к определенным участкам нашей настоящей ДНК прикреплены метильные группы CH3.

Александр Марков: Вот как раз по этому метилированию можно отличить искусственную ДНК от родной. И авторы исследования как раз и предлагают на этом строить метод борьбы. Они разработали химический тест, который будет выявлять или не выявлять метильную группу в той крови, которая предоставлена на экспертизу. К счастью искусственно прометилировать пока поддельную ДНК нельзя. Общедоступных методик для этого еще не разработано.

Ольга Орлова: То есть то является уникальным признаком?

Александр Марков: И пока метильная группа еще является уникальным признаком природной ДНК. Но, конечно, нельзя исключить, что в будущем продвинутые мошенники могут научиться метилировать поддельные ДНК в лабораторных условиях и тогда уже сделают кровь неотличимой от настоящей.

Ольга Орлова: Какова вероятность того, что преступники смогут фальсифицировать генетические фрагменты на практике?

Александр Марков: Я не очень хорошо ориентируюсь в возможностях современного преступного мира, поэтому мне трудно оценить. Ну, конечно, нужны люди, владеющие биотехнологиями, нужны лаборанты. Но вообще в лабораториях обычно такое оборудование есть, методики описаны, так что все это вполне реально. Ну то есть рядовой преступник-одиночка этого сделать не сможет, а организованным преступникам у которых есть большие средства, это вполне по силам.

Ольга Орлова: По мнению Александра Маркова, остается открытым вопрос о том, стоит ли такого рода исследования делать общедоступными.

Александр Марков: Конечно, некоторую тревогу вызывает то, что такой статье израильские генетики наводят преступников на интересные для них идеи. Может, в противном случае мошенникам и в голову не пришло бы заниматься такими сложными фальсификациями. А теперь после такой статьи в преступном мире может возникнуть такое желание поэкспериментировать. Может быть, с этой точки зрения и было нецелесообразно публиковать эту статью в открытых источниках.

Ольга Орлова: То есть опять возникает старая нерешенная проблема об ответственности авторов детективов?

Александр Марков: Да, абсолютно аналогичная ситуация.

Ольга Орлова: В отличие от Артура Конан Дойля и Агаты Кристи генетики из Тель-Авива дают возможность реализовать не фантазию, а проверенную технологию. И хотя сами же ученые нашли способ, как поймать ДНК-преступников, остается вероятность, что последние найдут возможность совершить ДНК-побег. Вот такая генетическая диалектика.
XS
SM
MD
LG