Ссылки для упрощенного доступа

Активисты оппозиционных организаций провели в Москве очередной "Марш несогласных"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.

Андрей Шарый: Сегодня активисты оппозиционного движения "Другая Россия" пытались провести несанкционированную акцию в центре Москвы на Триумфальной площади - "марш несогласных", который по замыслам активистов "Другой России" должен проводиться каждое 31 число месяца, если такое число в месяце есть. Однако из этих попыток мало что получилось. Десятки оппозиционеров были задержаны и арестованы милицией. Среди них были и правозащитники, которые заявили о намерении прийти на Триумфальную площадь в качестве наблюдателей. Своими глазами за развитием событий следил корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович. Он сейчас в прямом эфире.
Данила, добрый вечер!

Данила Гальперович: Добрый вечер! Начиналось все достаточно мирно. Во всяком случае начальник Управления информацией столичного ГУВД полковник милиции Виктор Бирюков, со мной разговаривая, говорил, что здесь достаточно много на Садово-Триумфальной площади и милиции, и ОМОНа, и даже внутренних войск, чтобы ничего не случилось и все правонарушения, как он считает, были пресечены. Более того, он считал, что это все оправдано, потому что проходит спортивный праздник, а спортсменов надо защищать.

Виктор Бирюков: С учетом того, что место раньше было отдано Центральной префектурой под проведение спортивных соревнований, которые вы видите, наверное, во избежание каких-либо конфликтов здесь, как мы наблюдаем, достаточное количество сотрудников милиции, даже есть солдаты внутренних войск. Для того, наверное, чтобы все-таки не было каких-либо провокаций, я считаю, что это нормально.

Данила Гальперович: Ну, "нормальную ситуацию" поддерживали так. Когда кто-либо из явно "несогласных" выходил из метро, то ОМОН сразу же, очевидно, натренированные на то, чтобы увидеть их, некоторые особенно и не скрывались, крича "Свободу! Свободу!" и так далее, даже вынесли на митинг большую подзорную трубу с надписью "Ищу гаранта Конституции!"… В общем, те, кто собирались проводить митинг, не скрывались, а те, кто собирался этому препятствовать, тоже особо не бездействовали.
Волокли по асфальту, по дороге били – примерно так поступили с полутора десятком человек. Особенно старался в отжимании от этих людей, которые организовывали акцию, журналистов один полковник, который все время пользовался мегафоном, но не всем вокруг это нравилось.

- С проезжей части пройдите все! С проезжей части проходим! Вы слышите, нет, русский язык? Не нужно собираться здесь! Митинг несанкционированный, не разрешенный!

- А менты говорят, что будет митинг.

- Менты знаете где?

- Где?

- Там, в тюрьме сидят. Понятно? А здесь работники милиции. Документы ваши предъявите.

- Пожалуйста!

- За оскорбление.

- И вы, пожалуйста, свой.

Данила Гальперович: Вот в таких перепалках проходила акция, которая вроде бы и не происходила на Садово-Триумфальной площади, но какое-то большое движение было. Оно явно усилилось, когда арестовали ненадолго Льва Пономарева, лидера Движения за права человека. Здесь уже даже наблюдатели, прохожие, начали возмущаться. И совершенно непричастные к акции люди начали скандировать вот что.

- Путина в отставку! В отставку! Бандит!

Данила Гальперович: Кардинально изменилась ситуация, когда на Садово-Триумфальной площади появилась Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы, от которой тоже журналистов оттесняли. Но надо сказать, что она просто через головы омоновцев взяла микрофон Радио Свобода и в него сказала то, что думает о том, что происходит на Триумфальной площади.

Людмила Алексеева: Я хочу сказать, что я не вижу участников митинга. Их, наверное, забрали. А вот милицию и войска я вижу очень много. Мне очень жалко этих ребят, которых вместо того, чтобы они делом занимались, они охраняют власти от нас, вместо того, чтобы охранять нас от преступников. Я действительно этим ребятам сочувствую.

Данила Гальперович: Но благодаря усилиям Людмилы Алексеевой, Льва Пономарева буквально через 20 минут после задержания отпустили. Вот что он сказал, выйдя из автобуса, в котором его содержали.

Лев Пономарев: Видимо, за отсутствием реальных лидеров (Лимонова, которого уже задержали) ОМОНу надо было что-то делать. Им надо было найти люди активных. Они меня схватили и поволокли в автобус. Причем, я говорил: "Я могу идти ногами. Остановитесь. Представьтесь, кто вы такие?" Меня волокли, как какую-то вещь. К счастью, слава богу, не побили. Было, конечно, просто безобразно. Ничего не отвечали. Волокли молча, сопя. Тащили меня, как вещь. Втащили и забросили в автобус.

Данила Гальперович: Самое забавное, что уже после произошедшего, представители Управления информацией общественных связей ГУВД Москвы сказали, что они находились в постоянном контакте с правозащитниками, которые не высказали каких-либо серьезных нареканий в адрес милиционеров, дежуривших возле станции метро "Маяковская". Но только что вы сами слышали, Андрей, что "невысказанные нарекания звучали очень громко.

Андрей Шарый: Спасибо, Данила!
А сейчас мнение правозащитника. Директор Московского института прав человека Валентин Гефтер был сегодня на Триумфальной площади.
Валентин, добрый вечер! Какое впечатление на вас все это произвело?

Валентин Гефтер: Вы знаете, я, к сожалению, немножко опоздал. Вместе с Львом Пономаревым мы пришли уже после первой фазы, когда взяли первых 15 человек, а может быть и последних. Хотя я потом видел маленькую группу, которую тоже задерживали. У меня впечатления больше не столько от безобразий, учиненных милицией, сколько от того, как безобразная деятельность городских властей, а может быть и того, кто им дает рекомендации, привела к тому, что милиция опять оказалась крайней в том, что не умеют как следует организовывать такие формально несогласованные публичные акции.

Андрей Шарый: Валентин, тут, собственно, история вопроса известна. Известно, что каждый раз, когда представители радикальной оппозиции, левой оппозиции, как угодно их называйте, собираются что-то проводить в центре города, там оказывается какой-нибудь спортивный праздник или строительные работы, и предлагается куда-то выйти на окраины города. Что с этим делать? Возможно ли в нынешних условиях как-то наладить диалог гражданского общества и властей? Или это невозможно, на ваш взгляд?

Валентин Гефтер: Я думаю, что можно, хотя в этот раз, я считаю, что представители той части власти, которые отвечают за безопасность в городе Москве, не проявили должного уважения ни к представителям, к заявителям, которые хотели провести акцию… Неважно, может быть, есть и предыстория, когда они себя не очень корректно вели, я имею в виду представителей радикальной оппозиции. Все равно это граждане, которые имеют право заявлять обычными нормальными лозунгами, проводить свои мероприятия там, где они позволены, скажем так, по транспортным и прочим обстоятельствам. К сожалению, ни их не уважают, но не уважают даже тех, кто пытается наладить какой-то контакт, ту согласительную процедуру, которая обязана быть по закону. К сожалению, нас в этот раз обманывали – и их, и нас. Делали вид, что там правда есть мероприятие. В последний момент его все-таки придумали, хотя отказывались даже сообщать, что, как и когда. В результате вышло то, что вышло.
На это безобразие, конечно, радикальная оппозиция еще больше радикализировалась и сказала, что будет ходить туда, куда хочет. Это не значит, что они согласились бы, если была нормальная процедура, но по крайней мере здесь у них был моральный повод для того, чтобы протестовать против этих обманов и безобразий.
Дальше наступает момент, когда меня еще больше сегодня удивляет. Это то, что уже правоохранительные органы, обычная милиция и ОМОН, не умеют нормально уважительно относиться не только к тем потенциальным нарушителям, которые пришли, предположим, будут проводить несогласованное как-то мероприятие или даже что-то кричать, но даже к обычным гражданам, которые там находятся. Почему это нельзя сделать так, чтобы, во-первых, никто не пострадал "лишний", то есть, например, как тот же Лев Александрович Пономарев, который просто давал интервью на ходу какой-то прессе? Почему нельзя это делать на улице? Оказывается, они уже вошли в такой раж, что понимают, что все эти мероприятия заведомо любой их участник – пассивный или активный или даже наблюдатель, как мы - может быть потенциально нарушителем тех якобы несогласований, которые они должны проводить.

Андрей Шарый: Валентин, тут нарушается несколько категорий прав российских граждан – и право на свободу собраний, и право на проведение митингов, поскольку согласно Конституции в уведомительном порядке такого рода мероприятия предусмотрены Конституцией и законами Российской Федерации. Людей совершенно невинных хватают за то, что…

Валентин Гефтер: Власти это понимают. Но они каждый раз придумывают некие поводы. В этот раз они отказали, потому что, видите ли, заявлено большое число людей на маленькую площадь, что просто ошибка чисто арифметическая, скажем так мягко. На самом деле это вранье. Второе, что там якобы запланировано заранее было мероприятие, которое тоже, с моей точки зрения, в последний момент только подверстали, чтобы оправдать несогласование этой акции радикалов.

Андрей Шарый: Вы понимаете, о том, что произошло сегодня на Триумфальной площади, российское общество, даже если кому-то это интересно, оно об этом и не узнает почти. Несколько газет об этом сообщат, Радио Свобода, может быть, "Эхо Москвы". По телевизору точно не покажут. Что с этим делать? Есть какая-то возможность привести власть к порядку?

Валентин Гефтер: Мы говорим это в лицо, ставим в известность и государственных правозащитников, и всех других, кто хочет нас и может слушать. Но я сейчас подчеркиваю, что даже, предположим, что мероприятие таким вот образом не согласовано, а люди идут туда и хотят настоять на своем, даже если бы это было честно не согласовано, то все равно уже организаторы со стороны городской власти, которые пекутся о безопасности, сама милиция не делают для этого все возможное, чтобы оградить нормальных граждан, нормальных желающих посмотреть на то или другое (спортивное мероприятие или вот этот несогласованный пикет), не пострадали.

Андрей Шарый: Спасибо, Валентин!
XS
SM
MD
LG