Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

1969-й. К 200-летию Наполеона


Наполеон Бонапарт
Наполеон Бонапарт
О 200-летии Наполеона, которое приходилось на 1969 год, рассказывает бывший сотрудник Радио Свобода, писатель Гайто Газданов. Архивная запись 23 августа 1969 года.

Гайто Газданов:
1969 год во Франции - это год Наполеона. По официальным историческим данным, Наполеон родился на Корсике, в Аяччо, 15 августа 1769 года, через год после присоединения Корсики к Франции. Однако, по другим сведениям, он родился в феврале 1768 года, и если это так, то он не француз, а итальянец. Но это, в конце концов, не так важно для оценки Наполеона.

По приблизительным подсчетам, об императоре французов написано около 180 тысяч книг самых разных авторов. Совершенно естественно, что тому, кто решил бы написать еще один сколько-нибудь полный труд о Наполеоне, пришлось бы посвятить этому всю свою жизнь, и на такой героический подвиг нелегко найти охотника.

Что интересно в наполеоновской эпопее для наших современников - это, однако, не перечень военных побед Наполеона, а то, что, во-первых, он сделал Францию, которая перешла незадолго до этого от феодальной монархии к революционной хаотичности и террору, страной, где были сильны государственные начала и был введен знаменитый Наполеоновский кодекс, труд в своем роде непревзойденный. Наполеон настолько был занят заботой о внутренней организации Франции, что не забывал об этом нигде, и декрет о Театре Французской Комедии он подписал в Москве чуть ли не накануне катастрофического отступления из России французской армии, отступления, от которого ни Франция, ни Наполеон никогда не могли оправиться и которое предрешило гибель Наполеоновской Империи. Но другим, не менее важным последствием наполеоновской эры было то, что в борьбе против французов возникла и созрела идея объединения таких стран, как Германия и Италия, то есть начало современной Европы. В конце концов, это были первые шаги на том пути, который потом, через полтораста лет, привел европейские страны к идее общего рынка и объединения.

В довольно бледной статье "Большой Советской Энциклопедии" про Наполеона сказано, что он был "буржуазным политическим деятелем" и потом, став сначала консулом Французской Республики и затем Императором французов, "способствовал развитию буржуазного военного искусства". Следует ли после этого полагать, что Кутузов противопоставил буржуазному военному искусству Наполеона другое искусство, не буржуазное? Энциклопедия этого не уточняет. Гораздо лучше и выразительнее конец наполеоновской эпохи резюмирован в "Британской Энциклопедии", где сказано так: "Империя Наполеона, основанная на успехах и победах, не могла пережить поражение". Поражение - это сначала Бородино, потом Ватерлоо. Моральный облик Наполеона, конечно, вызывает множество отрицательных комментариев. Начиная от казни герцога Энгенского, про которую Талейран сказал: "Это хуже, чем преступление, это - ошибка", и кончая жестоким стеснением демократической свободы во Франции, где печать и книги контролировал Фуше, одна из самых мрачных фигур того времени, царствование Наполеона далеко не было идиллическим, и ни у кого не было столько восторженных поклонников, как у него. Достаточно упомянуть Гете, Гейне, написавшего знаменитое стихотворение "Во Францию два гренадера", положенное на музыку Шумана, Лермонтова, который, обращаясь к французам, писал:

Среди последних битв, отчаянных усилий,
В испуге не поняв позора своего,
Как женщина, ему вы изменили
И, как рабы, вы предали его!..

Теперь все это отошло в далекое прошлое, но для наших современников история Наполеона - это незабываемый исторический урок.

Другой вопрос: был ли он человеком, который управлял событиями, с которыми связано его имя, или он был оружием тех исторических сил, которые предопределили дальнейшее развитие Европы? Об этом, кончено, можно спорить до бесконечности, но, во всяком случае, он был человеком единственным в своем роде, обладавшим огромной творческой силой, умевшим преодолеть эту силу в других, и недаром он сказал о своих маршалах: "Если бы не я, они бы никогда не знали, на что они способны" - "Sans moi ils n'auraient jamais su de quoi ils etaient capables". И, в конце концов, если бы не было Наполеона, его мании величия, его военного гения, его побед и беспримерного крушения его Империи, повлекшей за собой неисчислимые последствия, если бы не было всего этого, может быть, история Европы была бы задержана на сто лет.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG