Ссылки для упрощенного доступа

Второй том Гитлера. Наследие, от которого турецкое издательство упорно не хочет отказываться


Ирина Лагунина: Не так давно на юго-востоке Турции группа националистов раздавала всем прохожим халву в честь Гитлера. Почему идеи нацизма – даже несмотря на все то, что известно о преступлениях фашистского режима – по-прежнему находят почву, причем в самых различных странах. Из Стамбула – Елена Солнцева.

Елена Солнцева: В стамбульском районе Бешикташ, рядом с портом, в выходные дни начинает работать знаменитый в Турции книжный рынок. Длинные вереницы лотков, нескончаемый людской поток любителей книжных новинок и любопытных старинных изданий. Здесь можно обнаружить абсолютные раритеты: редкое издание Байрона соседствует с сочинениями Карла Маркса, труды о жизни Дениза Гезмиша, турецкого коммуниста, расстрелянного в конце семидесятых за экстремистскую деятельность рядом с печально знаменитой автобиографией Гитлера. Ярко красная обложка, золотое тиснение, доступная цена. Покупатели, в основном, молодежь, с нескрываемым интересом рассматривают титульную страницу книги. Произведение под названием «Майн Кампф II» - новинка книжного рынка. Его несколько месяцев назад выпустило в свет популярное стамбульское издательство «Нокта». На титульном листе книги написано, что это продолжение откровений Гитлера, где нет ни слова о расизме. Издатели утверждают, что в книге собраны «самые ценные» мысли фюрера о будущем устройстве Европы и роли молодежи в строительстве нового общества. Представитель издательства, который просит не называть его имени, отказывается отвечать на вопрос, каким образом издатели приобрели права на публикацию книгу. Несколько лет назад «Майн кампф» был в Турции запрещен, каким образом книга попала на местный рынок?

Могу сказать, что название книги было выбрано в коммерческих целях для повышения тиража и все права публикации были куплены за рубежом. Если бы было другое название, никто не заинтересовался бы ее судьбой. Повторяю, здесь нет никаких расистских мнений. Пока, я не могу дать большей информации. Скажу только, что мы довольны, как продается книга.

Елена Солнцева: «Открывателем ящика Пандоры» назвали турецкие журналисты Хюсейна Ялчина, первого переводчика книги «Майн Кампф» на турецкий язык. Перевод был опубликован в 1939 году в самом начале второй мировой войны, на волне всеобщего интереса к личности Адольфа Гитлера. Долгое время Библия Нацизма оставалась в числе наиболее читаемых изданий и пользовалась не меньшей популярностью, чем труды основателя турецкой республики Кемаля Ататюрка. С пометкой «перевод с оригинала» ее переиздавали десятки раз дюжины турецких издательств.
Идеи о господстве так называемой высшей нации находили благодатную почву у местных пантюркистов, проповедовавших создание Турана, единого мифического государства этнических турок, которое будет процветать в веках. Очевидно, по этой же причине книга нашла почитателей на территории других, дружественных тюркоязычных стран. Например, в конце девяностых перевод с турецкого издания был сделан в Азербайджане. Книга вышла тиражом в триста тысяч экземпляров. Журналист, историк Айше Кулаклык.

Айше Кулаклык: «Майн Кампф» всегда оставалась в Турции среди наиболее читаемых книг. Ее популярность возрастала во времена горячих идеологических дебатов. Проповедники пантюркизма повторяли слова Гитлера: «Чем полнее будет победа наших идей, тем большую внутреннюю свободу сможем мы предоставить каждому». На заре создания турецкого государства люди стыдились своего турецкого происхождения. Вот почему “пантюркизм" получил такую популярность в обществе. Фактически для турок пантюркизм стал выражением безысходности и бегством от комплекса неполноценности. Но это был ящик Пандоры. Его открыли и не смогли удержать.

Елена Солнцева: Долгие годы процветающий издательский центр «Бильге карынжа» распространял научно-популярную и детскую литературу. Впрочем, это не приносило столько прибыли, как издание «Майн Кампф». Книга расходилась по двадцать - тридцать тысяч экземпляров в год. В 2005 году Министерство культуры запретило издание и распространение этого труда Гитлера. В издательство нагрянули приставы. Были уничтожены все тиражи, из компьютера изъяты все копии. В отношении издательства открыли уголовное дело за нарушение авторских прав. Выяснилось, что турки нарушили международных закон об авторских правах на книгу, которые, как выяснилось, принадлежали южногерманской земле Бавария. В столице Баварии Мюнхене находилось главное издательство национал-социалистической партии, которому принадлежало право на издание книги в "Третьем рейхе". Однако, начиная с 1946 года, министерство финансов Баварии, которое занималось всеми вопросами этой книги, ни разу не разрешило переиздание "Майн кампф". По просьбе правительства Баварии немецкие власти подавали жалобу на турецких издателей. В Турции, однако, не стали заводить уголовное дело. После того, как был заплачен штраф в размере около ста тысяч евро, дело закрыли. Но вот что сказал представитель издательства Огуз Текташ в интервью одному из телеканалов.

Огуз Текташ: Немецкие власти действовали по просьбе правительства Баварии. Нам заявили, что все лицензионные права принадлежат федеральной земле Бавария в составе Германии. Однако по международным законам, достаточно скоро, в год 70-ой годовщины смерти Гитлера все права лицензионных платежей закончатся. Это будет в 2015 году. Тогда мы сможем вновь издать книгу, если найдем этот проект коммерчески выгодным. Мы выглядим антисемитами в глазах публики, но это законы рынка. Другие могли издавать ее тоже.

Елена Солнцева: Запрет книги привел к росту ее популярности. Остатки тиража расходились через торговую сеть в Интернете, подержанные издания продавались в антикварных магазинах, на уличных стендах, книгу приобретали продавцы пиратских изданий, которые в целях увеличения продаж в период экономического кризиса снизили цену с двадцати до трех долларов за экземпляр. Несмотря на запреты, книга почти легально продается в нескольких магазинах на Истикляль авеню, которую называют главной стамбульской торговой улицей города. С протестом по этому поводу выступил недавно через местное популярное издание израильский консул в Стамбуле. Хозяин книжного магазина, пятидесятилетний Ахмет, однако, уверяет, что не стал бы держать эту книгу даже на складе.

Ахмет: Я не видел ее в продаже с 2006, хотя среди моих друзей есть много издателей и владельцев магазинов. Если «Майн Кампф» запрещена, то второе издание тоже должно быть запрещено, даже если Гитлер не писал эту книгу. Книга, в которой нет ни капли человечности, к сожалению, в Турции воспринимается слишком серьезно. Возросший интерес к откровениям Гитлера наблюдается на фоне антиамериканских настроений, вызванных оккупацией Ирака, и антисемитизма, вызванного политикой Израиля в Палестине.

Елена Солнцева: Тем временем на страницах турецких газет разгорелась дискуссия о том, можно ли продавать запрещенную в Европе книгу. Ряд журналистов, например, уверены, что она морально устарела и нынешние националисты вряд ли ставят своей целью создать мощную партию и захватить власть. Однако смысл фашистской идеологии ведь отнюдь не сводится к захвату власти. К тому же Турция - самая молодая в Европе страна, и многое в ней будет зависеть от того, как будут настроены сегодняшние подростки. «Ныне я уверен, что действую вполне в духе творца всемогущего: борясь за уничтожение еврейства, я борюсь за дело божие». Этими словами Гитлера начинался урок в одной из школ на юго-востоке Турции. Учитель неоднократно рекомендовал ученикам читать «Майн Кампф» и – вслед за президентом Ирана Махмудом Ахмадинеджадом - заявил, что необходимо удалить с карты мира государство Израиль. В настоящее время его временно отстранили от должности преподавателя средней школы, а Министерство просвещения расследует инцидент. Тем временем раздаются призывы ввести эту книгу в курс университетской программы, чтобы изучать азы национализма. Против запрета книг в любом демократическом обществе независимо от их содержания выступил Хазан Анамер, президент Ассоциации переводчиков Турции:

Хазан Анамер: Эта книга считается индикатором роста националистических настроений. Но человек с хорошим образованием и вкусом знает, как ее читать. Громкий успех очередного издания "Майн кампф" поднимает проблему турецкого антисемитизма, существование которого, однако, противоречит глубокой традиции. Турция никогда не была антисемитской страной. С XV века и гонений времен Инквизиции до нацистского геноцида многие евреи находили прибежище в Турции.

Елена Солнцева: Огромный манекен в желтом тюрбане в одном из залов музея Топкапы, бывшей резиденции султанов, всегда вызывает необычайный интерес посетителей. Особого покроя желтый тюрбан - отличительный знак евреев во времена Османской империи. После завоевания Константинополя турки наложили на все религиозные меньшинства специальные налоги. В качестве немусульманского народа евреи, как и христиане, должны были платить ежегодную подушную подать на содержание раввина и обычные для тех времен налоги для покрытия военных расходов. Евреям запрещалось носить оружие и ездить на лошадях. Однако притеснений как таковых не было. Историк одной из стамбульских школ. Журналист, историк Айше Кулаклык.

Айше Кулаклык: Коран запрещает правоверным употреблять спиртные напитки. Однако виноделие процветало. Винокурнями заправляли евреи и греки. Видное место среди еврейских ремесленников занимали ювелиры, работавшие с золотом, серебром и драгоценным камнями.

Елена Солнцева: В городе Бурса в центральной Турции сохранился еврейский квартал. До середины пятнадцатого века там проживали одни «уахуди», то есть евреи. Еврейские мастера красили ткани, обрабатывали кожу, шили обувь и конскую упряжь. До сих пор в Турции проживает двадцатитысячная еврейская диаспора. Многие прибыли сюда во время второй мировой войны. Турецкие власти предоставляли евреям возможность проследовать транзитом через территорию страны, а нередко даже разрешали временно обосноваться. Во избежание конфликта с Германией такие разрешения чаще давались негласно. Еврейские беженцы покидали Европу на турецких судах. Турецкие дипломаты спасли десятки евреев, обреченных на уничтожение, объявив их подданными Турции. Евреям оказывали помощь, даже пытались вести переговоры с нацистами о выкупе евреев, находившихся в гетто и в концентрационных лагерях. В Турции хорошо известен Мурат Кент, которого называют турецким Шиндлером. Социолог Айхан Курултуй:

Айхан Курултуй: Нынешний президент компании «Кока-Кола», американский бизнесмен турецкого происхождения, Мухтар Кент известен в Турции еще и потому, что его отец, Некдет Кент был в годы войны турецким генеральным консулом в Марселе. Его называют «турецким Шиндлером» из-за того, что он рискнул жизнью, чтобы спасти евреев во время второй мировой войны. Он остановил поезд, направлявшийся в Освенцим, чтобы спасти евреев. К сожалению, об этом мало кто знает. В настоящее время в Турции множатся антиамериканские настроения. Подъем национализма подпитывается ощущением внешнего давления, разделяемым многими турками.

Елена Солнцева: На первых полосах турецких газет частенько изображают лидера турецких националистов, Девлета Бахчели. Он пьет чай с крестьянами, выращивающими фундук, пожимает руки торговцам коврами, играет в карты с безработными, которым обещает жизнь в новой Турции. Пару лет назад за партию национального действия голосовали четырнадцать процентов избирателей, что принесло националистам около семидесяти мест в парламенте. Бахчели не даром называют «анатолийским Гитлером». Его выступления с трибуны власти носят злобно-подстрекательский характер и напоминают выдержки из «Майн Кампф». Например - «превратить наступившее столетие в век турок», отправиться на Кипр отвоевать турецкие земли, уйти партизанить в горы, если правительство будет и дальше продолжать соглашательский курс в отношении курдов. Глобальный империализм или “крестоносные мечтатели”, повторяет Бахчели, строят неоколониалистские планы в отношении Турции. Ну а главные проводники этой политики - Вашингтон, Брюссель, Лондон, Париж, Ереван и Эрбиль - административный центр Иракского Курдистана. По словам Бахчели, только националисты могут спасти страну в этих тяжелых условиях. Социолог Айхан Курултуй

Айхан Курултуй: К сожалению, мы наблюдаем, что нацизм, похороненный в Европе, начинает возрождаться в Турции. Девлет Бахчели на посту госпремьера создал и долгие годы руководил комиссией по отрицанию Геноцида армян. Эта комиссия и сегодня продолжает активно работать. Они всерьез обсуждают, можно ли считать мусульманином армянина, принявшего ислам... Дошло до абсурда. Армянами объявили около 580 членов партии “Демократическая молодежь” и потребовали ее закрыть.

Елена Солнцева: Скандал в стиле третьего Рейха разразился и в турецком парламенте. Депутат парламента обвинила президента страны Абдуллы Гюля в наличии у него армянской крови и предложила ему пройти ДНК текст, чтобы доказать свою принадлежность к турецкой нации. Вдогонку этому заявлению националистические средства информации предложили другие сенсационные разоблачения. Выяснилось, что дед одного из депутатов парламента Ахмеда Турка некогда поменял армянскую фамилию на фамилию Турк и принял ислам. Отец другого депутата Хикмета Четина также не настоящий турок. В его жилах течет армянская кровь и он тоже сменил фамилию и религию. Впрочем, когда политики начинают играть на чувствах, подобных национализму и расизму, они рискуют, что их оружие выстрелит против них самих. Лидер партии “Национальное движение” Девлет Бахчели тоже попал в список “неизвестных армян”. Якобы в 1915 году его прадед удочерил 12-летнюю армянскую девочку-сироту, которую потом изнасиловал, а потом, чтобы скрыть позор, на ней женился. Якобы это была бабушка Бахчели.
XS
SM
MD
LG