Ссылки для упрощенного доступа

Болгария спорит о российской энергетике


Бойко Борисова не устраивает таинственность российско-болгарских договоренностей в энергетической сфере
Бойко Борисова не устраивает таинственность российско-болгарских договоренностей в энергетической сфере

Российские энергетические проекты в Болгарии стали причиной конфликта между президентом-социалистом и правоцентристским премьером. Правительство готово пересматривать соглашения, в то время как президент жестко заявляет, что они укрепляют национальную безопасность страны.


Российские проекты аннулировать нельзя ― они способствуют укреплению национальной безопасности Болгарии. Об этом говорится в статье болгарского президента Георгия Парванова, опубликованной на президентском веб-сайте. Президент защищает все три крупных энергетических проекта России на болгарской территории ― строительство новой АЭС в городе Белене, нефтепровод Бургас-Александруполис и газопровод Южный поток.


Реакция президента вызвана намерением правоцентристского правительства пересмотреть болгарскую позицию по некоторым российским начинаниям. Георгий Парванов высказал свое мнение спустя считанные дни после встречи премьер-министров Болгарии и России в Гданьске. Тогда Владимир Путин попросил Бойко Борисова четко определить свою позицию по вопросу сотрудничества в энергетической сфере. Премьеры договорились, что Болгария сформулирует ее не позже ноября этого года. По словам Владимира Путина, эти проекты "направлены в том числе на то, чтобы поднять статус Болгарии как крупного энергетического центра в Европе" и "на то, чтобы изменить геополитический статус Болгарии". Ту же мысль высказал в своей статье и болгарский президент Парванов, чем вызвал жесткую реакцию прессы и экспертов.

Парванов обеспечивает место энергетического центра на Балканах вовсе не Болгарии, а России

"Все не так. Никаким энергетическим центром Болгария быть не может, так как сама полностью зависит от российского сырья, ― говорит экономист Димитар Бачваров. - Если вы на все сто процентов зависите от чего-то, то, как бы вы ни старались, центром этого "чего-то" вы не станете никогда. И это не только вопрос логики. Болгария не может превратиться в стратегический энергетический центр за счет российского газа или нефти. Мы же не превращаемся автоматически в центр автомобильной промышленности только из-за того, что по нашим дорогам немецкие производители экспортируют свои машины на Ближний Восток. Так что все здесь наоборот. Парванов обеспечивает место энергетического центра на Балканах вовсе не Болгарии, а России. Кроме того, тут еще вопрос в том, что Болгария не может финансировать геостратегические интересы чужого государства, к тому же финансировать их путем проектов, которые самой Болгарии не приносят пользы".


Вопрос о том, выгодны ли Болгарии энергетические взаимоотношения с Россией, остается без ответа вот уже более десяти лет. Причина ― вовсе не нерешительность и даже не смена правительств, а то, что двусторонние соглашения с Россией по существующим правилам не публикуются. Даже если они и видят свет, то чаще всего спустя годы после подписания.


О проекте "Южный поток" болгарское общество узнало лишь спустя несколько месяцев после того, как София заявила о своем согласии в нем участвовать. Текста соглашений еще никто не видел. В начале августа, когда заработало новое правоцентристское правительство, министры безуспешно требовали данные экономического анализа, на основе которых прежний кабинет разрабатывал проект строительства АЭС в Белене. Эксперты правительства полагают, что такого анализа либо вообще нет, либо его результат неприемлем для болгарской экономики.


Премьер-министр Борисов не раз подчеркнуто гневно ссылался на таинственность, окружающую соглашения с Россией, и не раз давал понять, что именно она послужит основной причиной пересмотра болгарской позиции. Гнев Борисова хорошо известен болгарам, в том числе и президенту. "Президент испугался, ― говорит Димитар Бачваров. ― Он увидел, что правительство на самом деле готово пересмотреть соглашения по российским энергетическим проектам. А для болгарского президента это не только политический и экономический, но еще и личный вопрос. Продвижение российских энергетических проектов в Болгарии ― это основной элемент его политики и самый заметный след, который его правление может оставить в политической истории".

XS
SM
MD
LG