Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

“Битлз” на экране




Иван Толстой: Продолжаем серию бесед с издателем, музыковедом и коллекционером Андреем Гавриловым. Для советского зрителя “Битлз” на экране, в принципе, не существовали. Я не поручусь, разумеется, за все отечественное кино, но ни я, ни мои подростковые знакомые, а подростки в мое время жадно смотрели все подряд, не видели ничего, кроме нескольких кадров в документально-ироническом фильме “Спорт, спорт, спорт”. Там герой картины - массажист нашей команды - рассказывал какую-то совершенно рыболовную историю-бывальщину о том, что с ним приключилось на растленном и пугающем Западе. И вот в стремительной панораме кадров, среди каких-то мелькающих улиц, пульсирующей рекламы, отблескивающих автомобилей, среди всей этой зачаровывающей голодного советского зрителя мишуры, вдруг на две-три секунды появлялась какая-то концертная сценка -четыре обаятельных парня с одинаковыми прическами наяривали “She Loves You”. И - всё, всё пропадало, фильм несся дальше. Но из кинотеатра ты уходил с чувством не напрасно прожитой жизни. Я помню это впечатление, ты видел их так, как будто это случилось сегодня утром, а не бог знает сколько десятилетий назад. Андрей, когда впервые “Битлз” появились на экране? Вероятно, это была запись какого-то концертного выступления, а не съемка по заранее написанному сценарию?

Андрей Гаврилов: Вы знаете, Иван, по-моему, вы допускаете маленькую ошибку. На экране ЧЕГО? Не забывайте, что в то время, в общем, достаточно резко было разделено телевидение и кино, и если в телерепортажах “Битлз”, конечно, появлялись, то никакая кинохроника, за исключением каких-то маленьких, более того, малюсеньких фрагментов, их не показывала. Впервые на экране, в общем, они показались уже в полнометражном художественном фильме. Напомню, что это был фильм “Вечер трудного дня”, в принятом у нас переводе, или “A Hard Day’s Night” - так он назывался по-английски.

Иван Толстой: Расскажите, пожалуйста, что это был за фильм, как он возник, чья была идея, кто сценарист, кто режиссер?

Андрей Гаврилов: Вы знаете, на самом деле, как бы ни хотелось сказать, что творческие потуги, посылы, помыслы группы людей привели к созданию этого великого произведения, к сожалению, я вынужден говорить правду. Фильм появился в результате лазейки или, просто-напросто, дыры в контракте группы “Битлз” и фирмы “Parlophone”, которая выпускала записи их песен. Дело в том, что контракт с фирмой “ Parlophone” у “Битлз” был, хоть он и был, в общем-то, стандартный, по тем временам, тем не менее, довольно-таки железобетонный. Обойти его было никак невозможно, но там то ли не упомянули, то ли забыли, то ли не предусмотрели одну деталь: можно было издавать саундтреки фильмов, к которым “Битлз” писали музыку. И фирма “United Artists”, разумеется, не вся фирма, а некоторые наиболее хитрые и умные юристы и руководители этой фирмы, предложили следующий вариант. “Битлз” подписывают с ними контракт на три фильма, соответственно, песни и музыка из этих фильмов могут быть изданы компанией “United Artists” без всякого разрешения фирмы “Parlophone ”. Вот отсюда и пошли три фильма, главные, пожалуй, три фильма, в которых “Битлз” снимались или к которым они имели отношение. Первым таким фильмом и стал “Вечер трудного дня”, снятый в 1964 году.
Здесь нужно помнить, что 1964 год - довольно-таки забавный год в истории “Битлз”. Уже примерно полтора года они короли в Англии, но в Америке они только-только добиваются успеха, они только-только в сентябре, 22 сентября возвращаются с триумфом из США. Если Англии потребовалось полтора года для того, чтобы вознести “Битлз” на недосягаемый пьедестал, то Америка этот путь прошла значительно быстрее, это было практически мгновенно. И вот 22 сентября 1964 года “Битлз” вернулись в Англию после американских гастролей. Кстати, забавная деталь, посмотрите, в каком режиме они существовали. На следующий же день весь день они провели в телестудии, записывая с полдюжины песен и комедийные скетчи с комедийным дуэтом Майка и Берни Уинтерз. Следующий день - отдых. Следующий день, 25 число - день рождения Джорджа Харрисона. Они собрались в студии на Abbey Road, и, не прерываясь, три дня записывали песни для будущего фильма. 28 числа песни были записаны, и группа сделала паузу, потому что у них была новая сессия на “BBC”, 8 песен на “BBC”. После этого, 29 числа, они впервые увидели режиссерский сценарий. До этого они знали идею фильма, но не представляли, что там будет. Для того, чтобы было понятно, что этот режим, в общем-то, режим на износ, хочу добавить, что Джорджу Харрисону исполнился как раз 21 год. Это были незрелые люди, это были не мастера своего дела, убеленные сединами, которые запросто могли решать все проблемы, это были молодые ребята, на их стороне было лошадиное здоровье, энергия, энтузиазм и желание как можно больше музыкально сделать. Итак, за несколько дней они приготовились к съемкам этого фильма. Что здесь еще можно сказать? Трехчасовая дополнительная сессия была в ночь перед съемками, наутро режиссер получил пленки с записями. 9 песен он выбросил.
“I Call Your Name” и “Long Tall Sally”, при окончательном монтаже выпала песня “You Can’t Do That” и, в общем, все было практически готово. Как позже вспоминал Пол Маккартни, группа привыкла к такому ритму работы: “Мы писали песню, у нас было задание писать песни, мы не писали саундтрек к фильму, мы просто писали битловские песни”. Было готово все, кроме одной детали - не было заглавной песни и, более того, не было названия фильма. Все это появилось в результате случайной шутки Ринго Стара. Кто-то начал говорить: “Какой же сегодня был трудный день…”, и Ринго его перебил: “Да нет, вы посмотрите на часы, у нас уже вечер трудного дня”. По-английски эта шутка чуть-чуть тоньше и смешнее, чем по-русски - “Вечер трудного дня”, и - неожиданно все поняли, что вот оно, название фильма. И битлам было предложено написать песню. Песня была написана практически за полдня, вот сейчас мы ее можем послушать, песня “A Hard Day’s Night”, давшая название фильму.

Иван Толстой: Андрей, а кто были эти личности, киноличности, которые обратились к “Битлз”, которые захотели сделать из этой четверки такие кинообразы, кто захотел на них заработать большие деньги, кто захотел их раскрутить в киноплане? Вообще, были ли они сами по себе знаменитостями или большими людьми?

Андрей Гаврилов: Да, кончено. Режиссер фильма “A Hard Day’s Night”, кстати, и режиссер следующего фильма “Help”, Ричард Лестер - замечательный режиссер, который был в свое время удостоен Золотой пальмовой ветви на фестивале в Каннах, снявший много фильмов, некоторые чисто комедийные, некоторые приключенческие, а некоторые глубокие, в том числе даже антиутопии, это режиссер абсолютно стоящий независимо, и если бы на его пути не было “Битлз”, все равно мы бы его помнили и его знали. Он привлек внимание всех своей работой с Питером Селлерсом. Я думаю, что не нужно говорить, что Питер Селлерс - это величайший английский актер-комик и, кстати, большой друг “Битлз”, особенно Ринго Стара. Так вот, когда Питер Селлерс в конце 50-х годов купил себе домашнюю 16-ти миллиметровую камеру, то с помощью Ричарда Лестера он снял фильм, короткометражный фильм, который получил название “Бегущий, прыгающий и стоящий на месте фильм”. Этот фильм был снят исключительно для домашнего просмотра, как такая киношутка, пока вдруг не был замечен какими-то друзьями-кинематографистами. В итоге, фильм был выдвинут на “Оскара”, прошел по очень многим международным кинофестивалям и, в общем, привлек к неизвестному тогда никому американцу Дику Лестеру внимание кинематографической общественности. Среди фильмов Лестера нельзя не упомянуть такие, как “Сноровка и как ее получить”, это как раз и была Золотая пальмовая ветвь в Каннах в 1965 году, “Супермен”, второй и третий, на наших фестивалях демонстрировались его фильмы “Три мушкетера” и “Четыре мушкетера”, по-моему, они были даже у нас в прокате, замечательные комедии на тему романа Дюма, после этого, спустя много лет, он снял еще третий фильм о мушкетерах, замечательная антивоенная трагикомедия “Как я выиграл войну”, антиутопия, показанная на одном из Московских кинофестивалей, в разных переводах у нас называют фильм “Живая комната” или “Жилая комната”, это показана Великобритания после ядерной бомбардировки, и так далее. Ричард Лестер, кстати, вернулся в 1991 году к тому, что сделало его, может быть, не известным, но точно знаменитым, а именно к битловской тематике, и вместе с Полом Маккартни они сняли документальный фильм “Get Back”, посвященный мировым гастролям Пола Маккартни. Так вот Ричард Лестер - это действительно хороший, интересный и, разумеется, самостоятельно стоящий на ногах режиссер. Повторяю, его сотрудничество с “Битлз” - это была отнюдь не попытка ухватиться за звездный коллектив для того, чтобы вытащить себя из грязи в князи - он был известен и добился успеха.

Иван Толстой:
Андрей, вот у меня складывается такое впечатление, может быть, я совершенно не прав, что на экране “Битлз” постоянного были в несколько придурочном амплуа, извините за выражение, или это, может быть, особенности английского юмора?

Андрей Гаврилов: Давайте сразу поговорим о том, какие фильмы нам показывают “Битлз”, в каких фильмах мы можем с ними познакомиться. Во-первых, это “Вечер трудного дня”, во-вторых, это фильм “На помощь!”, в-третьих, наверное, это “Magical Mystery Tour”, телевизионный фильм, но он шел в кинотеатрах, и это, в общем-то, совершенно полноправное кинопроизведение, и, четвертое, это “Let It Be”. Давайте попробуем разобрать. “Let It Be”– документальный фильм, показывающий нам распад великого коллектива. Именно так к нему отнеслись сами “Битлз”, именно так к нему отнеслись и поклонники. Кстати, авторы фильма, съемочная группа, получала кучу гневных писем: “Как вы смели показать агонию наших любимцев?!” - примерно такого содержания. “Magical Mystery Tour”– телевизионный фильм, снятый самими битлами. Несмотря на то, что там есть номинальный режиссер, тем не менее, главным режиссером был Пол Маккартни, некоторые сцены были поставлены Джоном Ленноном и так далее. Можно спорить, удачная или неудачная это попытка, но, в общем, к кино большого отношения не имеющая. Я имею в виду не то, что она была плоха или слаба, эта попытка, а то, что это был, скорее, снятый на пленку дневник психоделического путешествия, психоделического опыта. “Битлз” пытались не столько показать себя, сколько сделать хэппенинг, и судить о них по этому фильму можно, но для этого, конечно, нужно знать о них много. Человек, который смотрит этот фильм, просто первый раз услышав имя “Битлз”, конечно, не поймет из-за чего сыр-бор. Ему могут понравиться или не понравиться песни, но я думаю, что на этом его восприятие фильма и остановится.
И, в общем, остаются две ленты Ричарда Лестера - “На помощь!” и “Вечер трудного дня”. И я не согласен с вами, что они показаны в каком-то придурковатом или придурочном виде. Фильм “На помощь!” это была попытка снять “Битлз” в кино. Я не оговорился, именно так, потому что “Вечер трудного дня” это, скорее, была попытка показать кто такие “Битлз” и какие они есть. Как говорил сам Ричард Лестер: “Я не мог показать, как они отдыхают и развлекаются, фильм был бы тут же закрыт для молодежных аудиторий, получил бы категорию “X””. Он это уже говорил много лет позже, когда “Битлз” были взрослыми и подобное признания никого не могли шокировать. “Поэтому мы хотели показать, как они работают. Познакомившись с ними, - продолжал режиссер, - я понял, что единственное, что им осталось, это работать. Они не могут они, не успевают насладиться тем успехом, на который имеют право”. Повторяю, это был 1964 год. Огромные количество работы, огромное количество людей вокруг, огромное количество ненужной суеты вокруг приводит к тому, что люди, которые известны всему миру и у которых куча денег, не могут толком развлечься. “Единственное, что у них осталось, - продолжал Ричард Лестер, - это творчество. Они действительно получают кайф от того, что пишут песни и придумывают музыку. Вот именно это я и хотел показать в своем фильме”. Повторю, “Help!” это попытка сделать из “Битлз” актеров. “A Hard Day’s Night” - это попытка показать, какие же “Битлз” были.
Так что, Иван, у нас практически есть только один фильм, не берем документальный “Let It Be”, только один фильм, где нам показывают “Битлз”. Больше фильмов нет, нам не с чем сравнивать, у нас нет развития образа. В общем-то, можно даже сказать, что на этом, несмотря на обильную фильмографию, но на этом работа “Битлз” в кино, в общем, и прекратилась. Дальше “Битлз” были актерами, они пытались быть актерами, они становились актерами, они отказывались быть актерами, как угодно это можно называть, но, тем не менее, “Битлз” как группа, с моей точки зрения, имеет только один фильм в своем багаже, это фильм “A Hard Day’s Night”. Раз уж я так долго говорю про фильм “A Hard Day’s Night”, давайте послушаем из него еще одну песню, которая, кстати, чуть было не вылетела из фильма. Это песня “Can't Buy Me Love”.

Иван Толстой: Андрей, вы рассказали о том, как жанрово развивалась история съемок “Битлз”, правда, показали в обратном направлении - из конца в начало, но, тем не менее, кажется, все понятно. А что известно о былых, но не осуществленных планах, собирался ли кто-то что-то еще делать с этой натурой?

Андрей Гаврилов: Вы знаете, если говорить о серьезных планах, потому что несерьезных было миллион, сколько было сообщений о том, что какая-то фирма, какая-то студия планирует картину с участием “Битлз”, хотя на самом деле ничего подобного не было. Давайте об этом не говорить, давайте говорить только о том, к чему “Битлз” действительно имели отношение и что более или менее серьезно. Первый проект, наверное, в котором они могли участвовать, - это был фильм, который в Англии назывался “Желтые медвежата”, а на экспорт он пошел под более открвоенным названием “Девчонки-шваль”. Примерно так можно перевести то название, которое ему дали для экспорта. Это была лента 1964 года, где “Битлз” должны были как чертики из табакерки в двух-трех сценах вдруг возникать, петь какие-то песни, зачастую даже не свои, и снова исчезать. А фильм был посвящен, что, в общем-то, видно по названию, группе девочек, которые входили в школу, прикрепив к своим платьям маленьких желтых медвежат - знак того что они уже вкусили полностью плоды сексуальной свободы. Фильм, судя по всему, абсолютно чудовищный, провалился бесследно. “Битлз” рассматривали действительно и читали сценарий, у них хватило вкуса, такта, ума, чего угодно от этого проекта отказаться.
Позже, еще до премьеры “Help!”, было объявлено, что готовится новый фильм под названием “Талант к любви” - “Talent For Loving”. Причем, было сказано, что это не третий фильм для фирмы “United Artist”, предусмотренный контрактом, что тот еще будет дальше, а это уже отдельный проект. Это должен был быть вестерн. И даже сохранились фотографии, чего-то типа кинопроб, где “Битлз” в костюмах дикого Запада, с огромными пистолетами на боках, все в кожаных каких-то одеяниях ковбоев, и так далее. Из этого проекта тоже ничего не получилось. Позже было объявлено, что началась работа над третьим контрактным фильмом “United Artist”, сценаристом был Олен Холбер он уже был приглашен, он раньше работал с Ричардом Лестером над фильмом “Забавное происшествие, случившееся со мной по дороге на форум”. Сюжет фильма был раздвоение или, скорее, ресчетверение личности Ринго Стара, который превращается, по воле режиссера и сценариста, то в Пола Маккартни, то в Джона Леннона, то в Джорджа Харрисона, то остается самим собой.

Иван Толстой: А вы говорите, что не придурочное амплуа.

Андрей Гаврилов: Ха-ха-ха. Я могу сказать, что в 1967 году работа шла настолько серьезно, что было объявлено название фильма. Фильм должен был назваться “Оттенки личности”, а режиссером должен был стать - внимание! - Микеланджело Антониони, который только что потряс, по крайней мере, британскую публику, тем, как он изобразил свингующий Лондон в фильме “Фотоувеличение”. Это был очень серьезный проект, уже не Ринго Стар должен был раздваиваться, а Джон Леннон, сценарий, был нельзя сказать, что закончен, но он был очень тщательно проработан. И битлам это понравилось, и они хотели сняться в этом фильме. Но в этот момент они должны были, пусть спустя рукава, но все-таки работать над “Желтой подводной лодкой”, нужно было заканчивать “Magical Mystery Tour”, в общем, проект, просто-напросто ушел в песок из-за их занятости. Потом и Джон Леннон и Пол Маккартни высказывали свое сожаление в связи с тем, что из этого ничего не получилось.
Наверное, все слышали о том, что два еще проекта были представлены битлам, причем если один был представлен со стороны, это сняться в роли трех или четырех мушкетеров, и “Битлз” это отвергли сразу, несмотря на то, что они прошли кинопробы и одевались в соответствующие костюмы, этот проект был им не по душе, но вот один проект, с которым пришел Джон Леннон в группу, вот это уже могло стать серьезно. Джон Леннон принес трилогию Толкиена и приложил выкупить на нее права для того, чтобы экранизировать. Причем, уже были даже распределены роли. Джон должен был быть Голумом, Пол Маккартни - Фродо, в роли Гендальфа должен был сниматься Джордж и в роли Сэма - Ринго Стар. Но из этого тоже ничего не получилось, может быть, и слава богу, потому что чисто технически кинематограф еще не мог потянуть такую сказочную эпопею.
Мы очень много говорили про фильмы, про фильм “Help!”, про то, как над ним шла работа, про проекты, не осуществленные. Давайте все-таки вернемся к осуществленным лентам, снятым картинам, давайте вспомним фильм “Help!”, от которого мы так случайно ушли в сторону. Заглавная песня “Help!”.

Иван Толстой: Андрей, а как можно оценить популярность фильмов с участием “Битлз”?

Андрей Гаврилов: Если брать первый фильм, то ошеломляющая, если брать второй фильм, то еще более ошеломляющая. Второй фильм “Help!” окупил себя еще на стадии съемок. Не забывайте, что в данном случае весь пакет, а это был не просто фильм, это был фильм плюс саундтрек, из-за чего и затевалась вся эта история. По количеству заказов на пластинку с песнями из фильма “Help” было ясно, что что бы ни происходило на экране, в любом случае фирма “United Artist” будет в плюсе. Смешная деталь. Настолько Брайан Эпштейн не представлял себе мир кино, впрочем, как и сами “Битлз”, что когда к нему пришли разговаривать о съемках фильма, еще перед фильмом “A Hard Day’s Night”, позже переговорщики со стороны “United Artist” признавались, что они готовы были предложить 25 процентов от дохода фильма. Брайан Эпштейн, зная точно, что он крутой менеджер самой крутой группы, сразу сказал им: “Ребята, если вы предложите меньше 7,5 процента от прибыли, я разговаривать с вами не буду”. Важная деталь не только то, что он сразу попросил в три раза меньше, чем готовы были дать, а то, что они-то предлагали деньги от дохода, а он - от прибыли, то есть, это совершенно две несопоставимые величины. К счастью, это было позже улажено, но важно то, что, несмотря на все расходы, несмотря ни на что, все стороны были, кончено, в плюсе - фильм поддерживал пластинку, пластинка поддерживала фильм и, в общем, успех был ошеломляющий.
Абсолютным провалом закончилась история со следующим фильмом “Битлз”, с фильмом “Magical Mystery Tour”. Строго говоря, следующим фильмом можно называть “Yellow Submarine”, потому что он вышел, конечно, раньше, чем “Magical Mystery Tour”, но все дело в том, что к этому фильму “Битлз” имели очень мало отношения. Да, они написали обязательные несколько песен, да, они показались в конце живьем на экране. Кстати, сделали это совершенно случайно. Им настолько не нравилась идея мультипликации по поводу их жизни, их творчества, их песен, что они согласились посмотреть, что же там наваяли эти творцы тогда, когда фильм уже был фактически готов. Позже и Пол и Джон говорили, что они очень сожалели об этом, потому что если бы они знали, что будет получаться так здорово, то они бы придумали что-нибудь пооригинальнее и как-нибудь забили за собой право в этом деле участвовать. Но уже было поздно и максимум, что им осталось, это на несколько секунд показаться в конце. Кстати, если уж говорить о фильме “Yellow Submarine”, с ним вообще была таинственная история. Он в Штатах вышел в урезанном виде, без одной сцены, без одной песни, и только потом уже, при повторном прокате и дополнительных изданиях уже на носителях - на кассетах и на дисках - этот фильм был восстановлен полностью. Кстати, выпала одна из лучших песен, которая есть вообще на саундтреке. Давайте ее послушаем, это песня "Hey Bulldog".

Иван Толстой:
Андрей, а почему же все-таки провалился фильм “Magical Mystery Tour”, в чем природа провала?

Андрей Гаврилов: Я думаю, причин несколько, но одна - чисто техническая. По совершенно для меня загадочной причине, он был показан по телевидению в рождественской обойме, почему-то в черно-белом варианте. В то время как по всем каналам под Рождество шли веселые, развлекательные, цветные ленты для семейного просмотра, фильм с участием “Битлз” сначала показали черно-белым, цветной вариант был показан только после Нового Года. Совершенно не понимаю, почему, и нигде не мог найти этому никакого объяснения.
Но это - техническая сторона. Что же касается творческой стороны, то это очень сложный вопрос. 27 августа 1967 года трагически погиб Брайан Эпштейн. До сих пор его смерть вызывает очень много вопросов и кривотолков: погиб, покончил с собой или был убит, был убит случайно во время каких-то игрищ - до сих пор точного ответа нет. Но это бог с ним. Важно, что, несмотря на то, что планы с “Magical Mystery Tour” появились еще при жизни Брайана Эпштейна, этот проект был как-то заморожен, он был отодвинут и, в общем, я не уверен, что “Битлз” действительно собирались этот фильм снимать. Но когда Брайан Эпштейн скончался, уже через четыре дня несколько растерянные “Битлз” обрались, чтобы понять, как жить дальше. Да, понятно, Эпштейн был им уже не очень нужен, поскольку его главное умение - это была организация гастролей, скорее, а что касается кино, так он к этому отношения не имел, к студиям имел отношение Джордж Мартин. В общем, Брайан Эпштейн был чуть-чуть не у дел. И, тем не менее, он был действительно пятым битлом, действительно при нем принимались все решения, и что делать дальше, было непонятно. И первый же проект, который возник в разговоре - “Magical Mystery Tour” - выглядел как та соломинка, за которую можно схватиться. И за нее схватились. И главная причина, наверное, в том, что “Битлз” не умели делать кино. Все-таки не боги же они, в конце концов. Они умели делать песни, делать альбомы, да, это их, а вот кино - не совсем. Кстати, один из предыдущих проектов, мы говорили об их неосуществленных проектах, может быть, самый интересный, который намечался, провалился, потому что, в общем, они поняли, что они не актеры, а они должны были играть по сценарию в компании действительно серьезных актеров. И тогда было бы очень понятно, что уже на юношеском задоре и на этом веселье выехать невозможно. Проект был отодвинут, “Magical Mystery Tour” - это то, что им хотелось сделать, казалось, что это будет легко. Когда они летели из Штатов, Пол им рассказывал в самолете, что он познакомился с таким коллективом, не музыкальным, а, скорее, с коммуной под названием “Веселые хохмачи”. Руководил ими Кен Кизи, будущий автор великого романа “Полет над гнездом кукушки”, действительно, была такая коммуна, и они ездили по Америке в раскрашенном автобусе, смотрели на жизнь, снимали это на домашние кинокамеры. И вот идея показалась очень интересной, и без сценария, и без представления о том, как же все это делается, “Битлз “отправились вот в такое путешествие. Кстати, фильм “Magical Mystery Tour” с годами становится интереснее, потому что он все больше и больше превращается в документ эпохи. Музыка остается замечательной, хорошей, веселой, и если от него не ждать откровений, каких ждали от него в 1967 и 1968 году, то смотреть его действительно очень интересно, а что касается музыки, ну, музыка, битловская музыка, о чем здесь еще говорить. Давайте прямо послушаем песню “Magical Mystery Tour”, все станет ясно.

Иван Толстой: Андрей, а как в музыкальном плане сказалась киносудьба “Битлз” на их песнях, повлияло ли кино на музыку?

Андрей Гаврилов: Да в общем, нет, с творческой стороны – нет, потому что я уже приводил цитату Пола Маккартни - “Битлз” не писали музыку к кино, они не писали песни для саундтрека, может быть, “Yellow Submarine”– единственное исключение. “Битлз” просто писали песни, им примерно говорили, что должно быть по настроению, по сюжету, по ритму, и они это делали. И тот факт, что эта песня будет звучать с экрана, не сказывался ни на качестве песни, ни на каком-то ее музыкальном оформлении никоим образом. А что касается популярности или известности, то, да, конечно, интернета же не было, телевидение, в общем-то, было по сравнению с сегодняшним днем абсолютно зачаточным, и такое мощное орудие рекламы как кино не могло не привести к тому, что эти песни стали очень, очень популярными. Кстати, забавно, мне только сейчас пришла в голову мысль о том, что диск “A Hard Day’s Night” с музыкой из фильма “A Hard Day’s Night”, так получилось, что это единственный, наверное, диск в их дискографии, где все песни написаны дуэтом Леннон и Маккартни. На всех остальных альбомах есть или песни Харрисона, или песни Ринго Стара, или песни каких-то других музыкантов, других коллективов, других композиторов. Это единственный альбом, где все написано дуэтом Леннон и Маккартни.

Иван Толстой: И такой архивный вопрос вам для финала передачи хочу задать. Есть ли что-то в загашниках, существуют ли музыкальные записи “Битлз” еще неизвестные, существуют ли какие-то кадры об этом ансамбле, которые где-то у кого-то лежат и на что-то, может быть, прольют когда-нибудь свет?

Андрей Гаврилов: Вы знаете, дело в том, что практика в то время была такая, в частности, на фильме “United Artist”, что те кадры, те сцены, те варианты, что не вошли в окончательной вариант фильма, хранились год, после чего они уничтожались. И доподлинно известно, что уничтожены все варианты, которые не попали ни в фильм “A Hard Day’s Night”, ни в фильм “Help”. Это грустно, это жалко, это то, что, наверное, невозможно себе представить сейчас при возможности цифрового копирования, легального или нелегального, вот здесь я пока не провожу грань, но просто цифрового копирования как сохранения материала. Но в то время этого было практикой, этого не осталось. Что касается фильма “Magical Mystery Tour”, то было снято 10 часов материалов, в том числе, при участии знаменитейших и замечательнейших рок музыкантов того времени, а длина фильма, как мы знаем, 52 минуты. 90 процентов снятого материала не сохранилось. Хотя кое-что где-то, конечно, какие-то обрывки попадаются время от времени. У нас когда-нибудь, я надеюсь, будет отдельный разговор о бутлегерах, этих, якобы, благородных пиратах сегодняшнего дня, так вот если не ошибаюсь, не так давно была издана коробка, в которой было порядка 20 DVD дисков с различными кино и телесъемками “Битлз”, включая, в том числе, и домашние какие-то кадры. 90 процентов это повторы, 90 процентов - репортажи: “Битлз” прилетели в наш город, вот они помахали рукой, вот они вошли в концертный зал…. Но все, что там попадется интересное, о чем раньше никто и не знал. Если посмотреть на это с точки зрения нормального зрителя, а не убежденного коллекционера, то ничего серьезного не осталось. Единственное исключение, конечно, это последний документальный фильм “Let It Be”, который назывался сначала, как мы помним, “Get Back”, где камеры просто стояли, крутились, снимая все, что происходит в студии. Вот этот материал в большинстве своем сохранился, его много, он не очень интересен, его звуковая дорожка давным-давно ходит по рукам коллекционеров, а там, по-моему, дай бог памяти, 70 или 80 часов музыки, разговоров каких-то, шумов и так далее. Но даже то, что сохранилось на видео не очень интересно, хотя, в общем, “Let It Be”…. Давайте послушаем эту песню “Let It Be” - песню гимн, пение конца, пение распада, гимн окончания эпохи. Песня “Let It Be” из документального фильма “Let It Be”.

Материалы по теме

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG