Ссылки для упрощенного доступа

"Архипелаг ГУЛАГ" по приказу


Российские старшеклассники теперь будут в обязательном порядке изучать "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына. Приказом министра образования и науки Андрея Фурсенко минимум основных образовательных программ по русской литературе ХХ века дополнен изучением фрагментов этой книги.

Вопрос для Геннадия Онищенко: как отразится чтение "Архипелага" на психическом здоровье детей, живущих в Москве рядом со станцией метро "Курская"? Удастся ли им оценить цветущую сложность сознания чиновников, выкладывающих золотыми буквами имя человека, которого на уроках литературы называют массовым убийцей? Помимо этого легкомысленного вопроса, возникает и серьезный – о принудительном чтении. Дискуссия на эту тему идет сейчас в США, и революционные идеи американских педагогов могут пригодиться в России. Например, эксперимент Лорри Макнилл - скромной преподавательницы из Атланты. Много лет она предлагала старшеклассникам роман Харпер Ли "Убить пересмешника" и прочие серьезные книги, но потом решила, что недемократично навязывать свой выбор. Традиционные уроки литературы она заменила "читательскими мастерскими", где каждый имеет право выбрать себе чтение по вкусу. Ее ученики притащили в школу любовные романы, "Приключения Капитана-Без-Штанов" и прочую белиберду. Но не только. Появились книги современных классиков: Тони Моррисон, Эрнеста Гейнса и Кормака Маккарти. У Лорри Макнилл немало союзников, в этом году такие же экспериментальные мастерские возникли в школах Нью-Йорка и Сиэтла. Некоторые преподаватели остановились на компромиссных вариантах: к выбору учителя добавляется выбор школьников. Но Лорри Макнилл считает, что полумерами не обойтись: от обязательной программы, которая отбивает интерес к литературе, нужно отказываться вовсе, свобода выбора поощряет инициативу, и постепенно школьники по своей воле переходят от простых книг к сложным.

Когда я был советским старшеклассником, я познакомился с владельцами большого собрания самиздата. В школе мы проходили "Мать", "Поднятую целину" и "Как закалялась сталь", дома я читал "Котлован", "Приглашение на казнь" и "Повесть непогашенной луны". Позже появилась и фотокопия "Архипелага" – самой опасной из всех запретных книг; одолел ее за две бессонных ночи. Решение министра Фурсенко мне кажется верным, книга Солженицына безусловно заслуживает включения в школьную программу. Только, наверное, стоит читать ее не на уроках литературы, а на уроках истории. Пока не существует честного учебника со всей правдой о коммунизме, можно заменить его "Архипелагом" - лучшей книгой о сталинской эпохе, написанной великим русским писателем. А уроки литературы вполне можно было бы организовать по методу Лорри Макнилл. Литература существует для удовольствия, и пусть школьники читают что хотят, хоть "Гарри Поттера", хоть маркиза де Сада, лишь бы читали.
XS
SM
MD
LG