Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Церковь и однополые браки


Ирина Лагунина: Все больше стран в последние годы разрешает однополые браки. Но если по поводу гражданских союзов рано или поздно удается достигнуть
согласия, то церковное благословение геев и лесбиянок до сих пор вызывает самые ожесточенные споры. Почему? Над темой работала Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Громкий скандал разразился летом 2008 года в Англиканской церкви, когда в одной из самых старых церквей Англии - церкви Великого Святого Варфоломея - в соответствии со всеми традициями церковного свадебного обряда прошло венчание двух священников, перед этим
заключивших гражданский союз, доступный британским геям и лесбиянкам с декабря 2005 года. Представитель Англиканской церкви Лу Хендерсон расценил это как «серьезное нарушение правил одним человеком или
группой лиц». Но все-таки церковные браки между геями и лесбиянками совершаются в разных странах, скандалы и споры по этому поводу не утихают. По закону, принятому шведским парламентом, с 1 мая в этой стране официально разрешены однополые браки, геи и лесбиянки при
желании могут и венчаться, но все же церковные приходы имеют право отказать им в совершении обряда. Ортодоксальные же церкви до сих пор твердо придерживаются традиции, не допуская геев и лесбиянок к
церковным обрядам. Геи и лесбиянки, как правило, считают, что служители культа не правы. Петербургская общественная организация «Выход» объединяет
ЛГБТ-сообщество - лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров и дружественных гетеросексуалов, ее пресс-секретарь, культуролог Валерий Созаев обосновывает свое мнение начет однополых браков, исходя из своего прочтения Библии.

Валерий Созаев: В Библии содержится 372 предостережения гетеросексуалам и всего 6 предостережений гомосексуалам. И вовсе не потому, что Бог меньше любит, соответственно, гомосексуалов, а просто за гетеросексуалами надо больше присматривать. Но это из разряда шуток. Если говорить о тексте и о фактах. Во-первых, давайте будем брать те оригинальные тексты, которые написаны на арамейском, на греческом. Так вот, ведущие библиисты современности говорят, что нельзя говорить однозначно о том, что те фрагменты, которые присутствуют в библейских текстах, именно антигомосексуальны. История Содома и Гоморры к гомосексуальности вообще не имеет никакого отношения. Это нарушение традиционного закона гостеприимства.

Татьяна Вольтская: Там ангелы когда пришли, у них было прекрасное лицо и они в доме Лота жили, а жители развращенные сказали: выведи их к нам, мы познаем их.

Валерий Созаев: По поводу познания. Когда любой человек, независимо от его сексуальной ориентации, собирается на оргию, то, вероятно, детей он с собой брать не будет. В тексте о Содоме и Гоморре мы читаем, что собрались все от мала до велика, то есть дети там тоже были. Во-вторых, по поводу познания. В Библии есть очень много интересных вещей. Например, Давид познал Бога, Бог познал Давида. Это познание сексуальное? То есть мы не можем трактовать именно слово познание в сексуальном контексте.

Татьяна Вольтская: Очень часто: он познал, и она зачала.

Валерий Созаев: Это разные слова. На древнеарамейском они означают разный смысл. И здесь совершенно не было сексуального смысла в отношении этих ангелов, которые пришли в Содом и Гоморру. И еще очень важно, когда в Новом завете и в более поздних книгах Ветхого завета говорится о грехе Содома и Гоморру, там говорится о том, что они были злоречивые, жадные, разбойники, негостеприимные. Но сексуальной распущенности, гомосексуальности не перечисляется. Второй момент, по поводу Левита: не ложись с мужчиной как с женщиной. Все прекрасно помнят этот момент – проклят, побить камнями и так далее. В этих же книгах говорится о том, что побить камнями всех тех, кто носит одежду, принадлежащую другому полу. Вы в брюках сегодня, вас нужно побить камнями. Необходимо побить камнями всех тех, кто носит одежду из смешенных тканей. То есть никто не спорит с тем, что какие-то заповеди, данные конкретному еврейскому народу в конкретный исторический период времени устарели. Заповедь о том, что мужчина не может вступать в сексуальные отношения с другим мужчиной, она точно так же устарела. Практически все направления иудаизма, за исключением ортодоксального, признают, во-первых, священство гомосексуальное, отдельные геи могут становиться раввинами. Во-вторых, они совершают благословение однополых браков, за исключением наиболее радикальных фундаменталистов. С мусульманами плохо и плохо еще немножечко с Новым заветом.
Во-первых, Иисус Христос никогда ни разу ничего не говорил о гомосексуальности. Он много раз говорил о гетеросексуальной распущенности, о гомосексуальности ничего не говорил. Все высказывания, относящиеся к запрету гомосексуальных отношений, апостол Павел. И здесь то же самое, у нас возникает проблема перевода. Вот это слово, которое у нас переводится на русский язык как мужеложство, это слово придумано самим Павлом, его нет в греческом языке. Что Павел имел в виду, никто не знает. Современные библиисты очень часто говорят о том, что под словом мужеложство он имел в виду проституцию, причем в широком смысле, как мужскую проституцию, так и женскую проституцию. Очень часто любят цитировать послание к римлянам, где говорится о том, что мужчины извратили естественное употребление противоположного пола на употребление своего пола. И про женщин тоже первый раз встречается упоминание о лесбиянках как бы. Если мы будем смотреть, Павел там ставит несколько в иную последовательность. Он говорит, что поскольку римляне были язычниками, соответственно, они не поклонялись истинному богу, то за это Бог предал их превратному уму и они стали практиковать гомосексуальные отношения. То есть таким образом получается, что сам Бог предал римлян практиковать гомосексуальные отношения. В таком случае, если это сотворил Бог с людьми, как можно их осуждать?

Татьяна Вольтская: А вот мнение историка, профессора Петербургской Духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова.

Георгий Митрофанов: Пытаясь Священным писанием обосновать гомосексуализм, его поборники прибегают к самым кощунственным толкованиям не только Ветхого, но и Нового завета. Хотя по-человечески можно понять их желание санкционировать собственную немощь авторитетом Священного писания, священной истории. На протяжении нескольких тысячелетий сначала в церкви ветхозаветной, потом новозаветной существовало вполне определенное представление о невозможности вступления людей в плотские отношения с представителями своего же пола. Однополые браки считались немыслимыми. То, что этих указаний не так уж много, свидетельствует о том, что для современников и ветхозаветных пророков, и Иисуса Христа и апостолов казалось само собой разумеющимся считать подобного рода отношения греховными. Безусловно, по мере развития человечества, усложняется наше представление о человеке. В соответствии с данными современной науки, склонность человека вступать в плотские отношения с особью своего пола может быть результатом какой-то особой патологии в том смысле слова, что она отличает его от того, что является нормой. Но уровнять в своем статусе полноценный традиционный брак мужчины и женщины с однополыми браками церковь не может именно в силу того, что это противоречит всему предшествующему тысячелетнему существованию церковной традиции. Кроме того надо иметь в виду, что первоначальное сотворение человека предполагало сотворение не двух мужчин и двух женщин, а именно мужчины и женщины для их вступления в брак. Тем более, что по мнению святых отцов брак до грехопадения мог и не предполагать деторождение, но вместе с тем речь шла о том, что мужчина и женщина должны восполнять друг друга, человечество было устроено в виде особей двух полов. Конечно, понятие мистическое, метафизическое. И попытка перечеркнуть изначальный замысел божий, который предполагает брак между мужчиной и женщиной как единственно возможную форму брака между людьми, по существу представляет собой отрицание основополагающих представлений христианства.

Татьяна Вольтская: Во многих странах признают гражданские браки однополые. Почему люди так хотят церковного брака?

Георгий Митрофанов: Попытка людей, получивших воспитание в христианской среде, в силу каких-то причин испытывающих такого рода страсти, как страсти, безусловно, греховные с церковной точки зрения, для таких людей получить религиозную санкцию на свои греховные страсти вполне объяснимо. Хочется подчеркнуть, что ни в православной церкви, ни в католической церкви, никогда не ставился всерьез вопрос о признании однополых браков. Что же касается протестантизма, который весьма многообразен, то там наряду с признанием однополых браков существуют направления конфессиональные, которые категорически отрицают подобного рода браки и в этом смысле они оказываются более последовательными. Нужно исходить прежде всего от того, что человека могут одолевать самые разные страхи, но не все страсти, которые возникают в человеке, должны быть реализуемы, должны рассматриваться как чувства высшего порядка. Человеку свойственны и греховные страсти, разрушительные страсти, они естественны для человека после грехопадения наших прародителей. И поэтому попытка утвердить однополые браки является по сути дела попыткой санкционировать как норму ту греховную патологию, которая присуща разным людям в той или иной степени.

Татьяна Вольтская: Высказывания против гомосексуальных отношений – не единственное, что написано в Библии, - говорит директор российской ЛГБТ-сети Игорь Петров.

Игорь Петров: Если говорить о Новом завете, то стоит вспомнить заповедь: не судите, да не судимы будете. Кто здесь без греха, пусть бросит в меня камень. Я могу понять тех, кто считает гомосексуальные отношения греховными, но я не понимаю, почему этот грех оказался самым тяжким. Когда люди, обращаясь ко мне, говорят: да вы же грешники, как вам не стыдно грешить? Я говорю: простите, а вы-то кто? Вы без греха? Ну у меня другие грехи. А чем твои грехи отличаются от моих? Это первый момент. Второй момент: написано: не ложись с мужчиною, как с женщиною. Ну и не ложись. Обращайте эти заповеди к себе. То есть мы же не говорим, что все должны признать нас в том смысле, что все должны вести такой же образ жизни. Не надо. Точно так же как и мы не обязаны вести гетеросексуальный образ жизни. Я думаю, что на этом все очень хорошо договоримся, и верующие, и неверующие, просто давайте начнем с себя, давайте уважать взгляды друг друга.

Татьяна Вольтская: С этим трудно спорить, но я не понимаю, зачем нужно эту
нетрадиционную семью освещать в самом традиционном институте – в Церкви?

Игорь Петров: С моей точки зрения, я не нуждаюсь в благословении по многим причинам.

Татьяна Вольтская: Не нуждается в церковном освящении союза со своей женой и Елена Иноземцева из Лесби-партии.

Елена Иноземцева: Я считаю, что с Богом все-таки каждый человек должен разговаривать наедине. Я не считаю, что я атеист, но отношение к ритуалам у меня подозрительное. Я считаю, что это красиво, это помогает многим людям хождение в церковь. Но по большому счету, все свои диалоги, разговоры с Богом я веду самостоятельно.

Татьяна Вольтская: Но все же есть и такие однополые семьи, которые желают церковного брака.

Валерий Созаев: Для многих верующих действительно является крайне важным аспект освещения своего союза в церкви. Если мы смотрим на Запад, многие протестантские церкви благословляют однополые пары и не имеют никаких проблем именно потому, что они не видят никаких причин, по которым могли осуждать гомосексуальные союзы, гомосексуальные отношения. Тот же самый процесс идет в католической церкви, несмотря на то, что официальная позиция Ватикана достаточно жесткая. Когда мы смотрим на реальную практику католических общин на Западе, мы видим, что на самом деле там есть очень много поддерживающих геев и лесбиянок общин. Русская православная церковь, Московская патриархия как всегда имеет свое мнение, что по вопросам прав человека, что по вопросам сексуальной ориентации. О ситуации в России сложно говорить, но будем надеяться, что она будет меняться.

Татьяна Вольтская: Мария Сабунаева, представитель феминистской ЛГБТ-организации «Гендер-Л», психолог российской ЛГБТ-сети сама в церковном браке не нуждается, но сочувствует тем, кому он нужен.

Мария Сабунаева: Они этого хотят, им это надо, чтобы они знали, что они чисты, что их отношения фактически священны. Любовь для меня тоже священна. Я могу их понять. Если им надо, я считаю, что самое ужасное, что мы можем сделать – это им запретить, а потом их же упрекать, что они не так живут. Если уж геи и лесбиянки достойны того, чтобы за ними охотилось все ФСБ, вся Русская православная церковь, за горсткой совершенно беззащитных людей, то в общем-то значит мы достойны получить от общества и все остальное.

Татьяна Вольтская: Кроме церковного благословения, - считает отец Георгий, не предавая, впрочем, анафеме людей, с которыми он категорически не согласен.

Георгий Митрофанов: Ни в коем случае нельзя рассматривать гомосексуалистов как людей проклятых, отверженных Богом. У разных людей разные немощи. По собственному пасторскому опыту я сталкивался несколько раз с людьми, имеющими гомосексуальные наклонности, но будучи христианами, эти люди воспринимали как свою немощь, как свой грех и старались преодолеть эту страсть. Да, часто было чревато для них трагедиями в том смысле, что они, например, не могли вступить в брак с женщиной. Но именно оставаясь христианами, они ни в коем случае не рассматривали свою немощь греховную с точки зрения христианства как норму и старались это преодолеть. Поэтому такой грех с церковной точки зрения представляется совершенно правильно людьми, достойно всяческого уважения. А вот тот, кто пытается реализовать свои греховные страсти, будучи христианином, да еще пытается санкционировать реализацию этих страстей христианскими якобы тайными мнениями, которые когда-то существовали, но почему-то забыты, вот это человек выступает не только как грешник, но и как кощунник.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG