Ссылки для упрощенного доступа

Война без победителей


В октябре 1919 года в ходе упорных боев под Орлом и Кромами Красная армия вначале остановила наступление белогвардейских вооруженных сил Юга России на Тулу и Москву, а затем начала теснить противника.

К концу года войска генерала Деникина покатились на юг, а поражение антибольшевистских сил после этого стало неизбежным. Осень 1919 года стала временем наибольших успехов белого движения, кратким мигом, когда казалось, что красных удастся одолеть. Этого не произошло, и историки до сих пор спорят, почему. Причин много, одна из главных – отсутствие единства среди противников красных.

По тылам Деникина на Украине в осенние месяцы 1919-го пошел лихим рейдом батька Махно, отношения которого с большевиками были непростыми. Однако в решающий момент непредсказуемый атаман выступил как союзник красных, вынудив белых направить против него войска, которых им потом так не хватило на фронте под Орлом.

Наоборот, противники коммунистов действовали несогласованно. Поляки Пилсудского и украинские самостийники Петлюры в тот момент не вели активных действий против большевиков. Это понятно: идеология "единой и неделимой" России, исповедуемая большинством белогвардейцев (в том числе и Деникиным, поляком по матери), вряд ли могла быть близка сторонникам независимости бывших окраин Российской империи. А без союзников белые, как оказалось, были обречены.

Подробности войны 90-летней давности, наверное, были бы интересны уже только любителям истории, если бы эта война в каком-то смысле не продолжалась по сей день.

Конечно, по сравнению с колоссальной схваткой большевиков и белогвардейцев нынешние бои вокруг названия шашлычной "Антисоветская" смотрятся трагикомично. Но подобными анекдотами противостояние сторонников "белой" и "красной" версий российской истории не исчерпывается.

В нынешней России снимают фильмы как о молодости Штирлица, так и о господах офицерах, пытающихся вызволить последнего царя из екатеринбургского заточения. Хвалят в учебниках истории Сталина – и проводят торжественные перезахоронения белых генералов Деникина и Каппеля.

Возможно, это попытки выработать единое, синтетическое восприятие прошлого века, самого трагического в истории России. Но беда в том, что синтеза как раз и не получается – каждый красит историю в идеологически близкий ему цвет.

Опыт других стран, переживших подобные трагедии, показывает, что возможных выходов здесь два: или забвение прошлого, чреватое, впрочем, повторением старых драм в новых декорациях, или воспитание политической культуры терпимости, при которой общество сознает простую истину – в гражданских войнах не бывает победителей.
XS
SM
MD
LG