Ссылки для упрощенного доступа

В Краснодаре воюют против кино


Депутаты хотят запретить фильм о Кавказской войне
Депутаты хотят запретить фильм о Кавказской войне
Законодательное собрание Краснодарского края сообщило о намерении обратиться в Министерство культуры, чтобы запретить съемки и последующий показ фильма о Кавказской войне XIX века. Депутаты заявили, что картина не соответствует исторической правде и послужит разжиганию национальной розни.

Сегодняшнее рабочее название фильма – "Мари", съемки пока не начались. Предполагалось, что в картине будут две сюжетных линии – наши дни и Кавказская война. Планировался эпизод, основанный на реальных событиях – когда 35 казаков отбивали атаку почти четырех тысяч горцев. Законодательное собрание Краснодарского края посчитало, что экранизировать эпизод нельзя, поскольку сцена убийства казаков будет способствовать разжиганию межэтнической розни. Депутаты намерены обратиться к российскому министру культуры Александру Авдееву с просьбой запретить съемки и показ фильма "Мари" на территории России.

"Кульминацией фильма становится кровавая расправа многотысячного отряда адыгов над несколькими десятками казаков.... Таким образом, через жестокие сцены насилия авторы фильма навязывают тенденциозную и лжеисторическую оценку войны и роли народов, в ней участвовавших", - говорится в обращении.

Вместе с тем Эрнест Нзей, продюсер компании "Экшн-Юнит", сообщил: сцена боя, которая не понравилась кубанским депутатам, действительно была в сценарии, однако в процессе работы от нее отказались.

- История совершенно о другом, - подчеркнул Нзей. – О том, как встречаются две любви: из истории и из нашего времени. Могу сказать, что никто из этих депутатов не читал сценарий: они не знают вообще, о чем спорят.

Согласно нынешнему варианту сценария, на Кубань приезжает иностранка Мариэтта. Ее черкесские предки оставили ей клад. Но найти его она не может из-за олимпийского строительства. Параллельно в Краснодар едет канадский ученый с кубанскими корнями. Молодые люди попадают к бандитам, которые украли тот самый клад. В финале бандитов побеждает российский спецназ. В сценарии есть интересный момент – канадец хочет изучать историю Кубанского казачьего войска, но в Краснодаре ему мешают, не давая информации.

Главный критик фильма "Мари" – заместитель председателя Кубанского заксобрания Виктор Чернявский. Разговора с ним не получилось: "К сожалению, я по телефону комментарии не даю". От встречи он также отказался. Против картины выступил и депутат законодательного собрания республики Адыгея Мугдин Чермит. Агентство "Интерфакс" цитирует его слова: "Да, Кавказская война была, была жестокость. Но прошло уже более 150 лет. Думаю, сегодня нам с вами хватит ума не позволить разжечь рознь между нашими народами. Сегодня активная фаза военных действий на Кавказе закончилась, но, видимо, кому-то неймется поджечь с другой стороны. Наше твердое убеждение: все это делается из-за рубежа".

Между тем, продюсер фильма Эрнест Нзей уверен, что законных способов помешать съемкам у депутатов нет и их выступление – всего лишь эмоции:
Понятно, что никто от этого все равно никаких бонусов не получит. И, наверное, решили: тогда надо вообще помешать фильму

- Почему так все повернуто – для меня достаточно странно. Зачем? Понятно, что никто от этого все равно никаких бонусов не получит. И, наверное, решили: тогда надо вообще помешать фильму.

* * *
Как следует снимать фильм о кавказских войнах позапрошлого столетия? Об этом в разговоре с корреспондентом РС Татьяной Вольтской - историк Яков Гордин, автор книги "Зачем России нужен был Кавказ".

- Сегодня действительно нужно быть очень осторожными. Уж если ставить фильм о Кавказской войне и показывать ту крайнюю жестокость, которая ее сопровождала, то нужно показать ожесточенность всех сторон. Чтобы, действительно, не превращать горцев в исчадье зла, а казаков – в носителей гуманизма; и наоборот. Если снять, скажем, фильм о том, как Ермолов там вырезал аулы для устрашения, и больше ничего, то это тоже будет вряд ли на пользу. Кавказская война – необычайно сложный комплекс мотиваций и с той, и с другой стороны. Любой фильм о ней должен быть тщательно продуман - даже не из соображений политкорректности, а для того, чтобы адекватно показать то, что было на самом деле.

Адыги – население Западного Кавказа - были на 90 процентов изгнаны с мест своего проживания, разными способами. Конечно, это была страшная трагедия. Адыгские джигиты отнюдь не были ангелами: это были воины, они могли быть жестокими. Они совершали набеги. Но так, как поступили потом с ними… В отличие от Северо-Восточного Кавказа, где, скажем, чеченцы и дагестанцы остались после войны на своих местах, Западный Кавказ решили очистить от местного населения. Победила жесткая линия, которую представлял главным образом генерал Евдокимов, убедивший Александра Второго, что этот шаг великое благо. Фактически это был геноцид.
XS
SM
MD
LG