Ссылки для упрощенного доступа

Минусинск: чем люди живы



Одно из действий священника, которые в просторечии называются «требы» - освящение: жилья, школы, офиса, магазина и так далее… За десять лет в Минусинске приходилось освящать многое. Старый дом, в который въехали новые хозяева и, начав ремонт и проводя канализацию, выкопали в подполье скелет. Здание «скорой», в подвале которого в 30-е годы тройка НКВД проводила допросы «с пристрастием». Здание школы, пристройку которой делали из кирпичей, оставшихся от взорванного еще до войны Троицкого храма. Закусочную, в помещении которой некий недоброжелатель упражнялся в самодельной магии, насыпая кресты из соли. Помещение городского отдела образования, в котором в гражданскую был штаб красной партизанской армии Щетинкина (название которой в некоторых источниках значилось и как «банда Щетинкина»). И множество новостроек, конечно…

Нередко приходится слышать критику в адрес православных священников, совершающих подобные требы: вот-де, алчные попы готовы освятить всё что угодно, лишь бы деньгу срубить… Конечно, человека предвзятого трудно переубедить, я и не пытаюсь (может, кто-то и имеет на такую критику свои основания, не знаю), однако приведу свои возражения. Во-первых, освящение – это (не говоря о прямых целях такого действия) для меня возможность поближе познакомиться с людьми не в храме, где многие чувствуют себя не в своей тарелке, да и у меня, обычного штатного священника, не всегда есть возможность уделить им достаточно времени для разговора, а в привычной для них обстановке. Именно в таких ситуациях, часто – с глазу на глаз, люди задают вопросы, чем-то делятся, и у меня есть возможность... – нет-нет, слова «проповедовать» или «миссионерствовать» здесь неуместны, моей целью вовсе не является непременно «привести» кого-то в храм, ведь невольник, как известно, не Богомольник – попытаться что-то рассказать о вере и Христе, о том, зачем вообще нужна Церковь в мире, где у каждого энного по счёту «Бог в душе». А во-вторых, минусинцы на вопрос: «Сколько денег заплатить?» получают неизменный ответ: «Сколько дадите, столько и слава Богу, если имеете возможность». Возможность эту имеют далеко не все. Не только потому, что с кропилом и требником приходится входить как во вполне респектабельные офисы, так и в избушки пенсионеров, но и потому, что у нас город вообще, скажем так, не из богатых.

Когда-то Минусинск, не так давно отметивший 270-летие (для России – срок небольшой, а для Сибири – приличный), был городом зажиточным, особенно с развитием золотодобычи в окрестных районах в середине 19 века, здесь процветало не только крестьянство, но и купечество. Собственно, вся старая часть города – ныне это собрание одно- и двухэтажных деревянных и каменных старинных домов на северном берегу протоки Енисея, южный берег застроен современными постройками – возведена купцами, их детища – и Мартьяновский краеведческий музей, и драмтеатр, и православные храмы, из которых ныне сохранился и действует только Спасский собор (о нем речь впереди), и многое другое. В советские годы в Минусинске действовали небольшие, но крепкие производства: швейная, перчаточная, кондитерская, обувная фабрика, овощеконсервный, рыбоконсервный, пивной и ликеро-водочный завод, в 70 - 80-е годы особые надежды на расцвет города были связаны с возведением крупного завода «Электрокомплекс» (станки с числовым программным управлением, высоковольтная аппаратура, бытовая электротехника). Ныне часть из этих производств закрыта, часть еще действует, есть и кой-какая торговля, и кой-какой туризм, и некоторое даже строительство, замечены и явления мелкого и среднего бизнеса, но все это полностью обеспечить работой горожан не в состоянии. Когда-то, лет 30 назад, Минусинск назывался «городом шоферов»: несколько автотранспортных предприятий обслуживали город, район и знаменитый Усинский тракт – автодорогу через Саяны на Кызыл, одну из важнейших транспортных артерий региона. А ныне наш город впору назвать «городом таксистов» - немалая часть мужского, и не только, населения, отчаявшись найти подходящую работу, занимается извозом, и гости Минусинска удивляются, сколь много таксофирм в таком сравнительно небольшом населенном пункте… (Впрочем, ради справедливости замечу, что на обилие такси горожане не жалуются, даже наоборот, привыкли и пользуются вовсю, тем более, что цены на этот вид услуг, по сравнению с большими городами, маленькие).

Называют, кстати, Минусинск еще и «городом пенсионеров» - действительно, сюда традиционно переезжали пенсионеры с Севера, в частности, из Норильска, чтобы дни заслуженного отдыха проводить на дачах и огородах. Не то чтобы здесь, как в Гаммельне из средневековой легенды, не слыхать юных голосов – молодежь есть, есть и среднеспециальные учебные заведения для нее, но молодежным центром город точно не назовешь, и имеющие возможность перебираются учиться и работать в города пооживленнее, хотя бы в соседний Абакан.

Так что не знаю, как, например, в столицах, но для нас, минусинцев, сторублевая купюра – довольно весомый дензнак, и приходится потрудиться, чтобы его заработать. И, принимая за требу вознаграждение, я всегда об этом помню.

…Помянув о требах и таксистах, вспомнил, как однажды ехал на такую вот требу на такси, с водителем, который был из числа любящих поговорить с попом на соответствующие темы. Среди прочего, он сказал: «Давно известно – конец света будет в декабре 2012 года». Я покосился на него: нет, не иронизирует, но и никакого блеска экзальтации в глазах, нормальный вроде бы мужик, из местных, говорит буднично, как о чем-то обыденном, о рыбалке или копке картошки… На мои осторожные слова: «Ну, может, еще и не будет, сроки-то одному только Богу известны…», он так же буднично ответил: «Всё равно, готовиться-то надо». И так он это сказал, что я подумал: а что ж, может, и надо… И на душе стало как-то спокойно и хорошо: вот человек, простой сибиряк, ждёт конца света – чего только не ждёшь в наше полное потрясений времечко!... – но в тайгу не убегает, в отчаянии не спивается и с ума не сходит, а делает свое дело, крутит баранку, растит детей, копает огород... Соль земли, одним словом.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG