Ссылки для упрощенного доступа

Гаагский трибунал ждет Караджича


Радована Караджича ждут в Гаагском трибунале
Радована Караджича ждут в Гаагском трибунале
В понедельник 26 октября в Гааге должны были начаться слушания в рамках Международного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ) по делу бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича, который обвиняется в военных преступлениях во время боснийской войны 1992-1995 годов.

Караджич в зале суда не появился. Заседание завершилось спустя 20 минут после начала слушаний. Ранее бывший лидер боснийских сербов заявлял, что намерен бойкотировать начало процесса, заявляя, что его защита не готова к слушаниям, намеченным на дату 26 октября.

Обвинение Караджичу состоит из 11 пунктов, в числе которых геноцид 8 тысяч боснийских мусульман в городе Сребреница на востоке Боснии и Герцеговины в июле 1995 года.

Владимир Кара-Мурза: В Международном трибунале по бывшей Югославии в Гааге начался процесс по делу бывшего президента республики Сербской Радована Караджича. Он обвиняется в организации массовых убийств боснийских мусульман. Караджич занимал пост президента республики Сербской и главнокомандующего армии боснийских сербов в середине 90 годов. Обвинения против Радована Караджича были выдвинуты трибуналом еще 14 лет назад в июле 95 года. Бывшему президенту республики Сербской инкриминируется геноцид на территории Боснии и Герцеговины на протяжении гражданской войны, а так же организация массовых убийств мусульман в Сребренице в июле 95 года. Караджич был арестован в июне прошлого года в сербской столице Белграде и передан затем гаагскому трибуналу после 13 лет, в течение которых он находился в бегах. О том, обещает ли процесс в Гааге на Радованом Караджичем объективное расследование совершенных злодеяний, мы говорим с бывшим заведующим бюро агентства "РИА Новости" на Балканах Сергеем Грызуновым. Напомните, пожалуйста, нашим радиослушателям, в чем смысл Гаагского трибунала по бывшей Югославии.

Сергей Грызунов: Гаагский трибунал был создан для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, которые были совершены на территории бывшей Югославии. Как вы знаете, в начале 90 годов Югославия начала переживать тяжелый период распада, началась гражданская война. Решение о создании трибунала было принято Советом безопасности ООН в мае 93 года на основе резолюции Совета безопасности Организации Объединенных Наций, инициатором создания выступила Франция, Россия поддержала проект резолюции и стала ее соавтором.

Владимир Кара-Мурза: Насколько объективно, по-вашему, работает трибунал?

Сергей Грызунов: Я сравнительно недавно, немногим более года назад был в Гааге, в пригороде Гааги, где находится трибунал, общался с руководителем, известным итальянским юристом Пакаром. Мне было разрешено достаточно подробно ознакомиться с работой этого института. Я был в камерах, где ждут своего суда и приговора боснийцы, сербы, хорваты, албанцы. Могу сказать, что это, конечно, не гостиница пятизвездная, но условия содержания заключенных очень высокие, у них есть все для нормальной жизни, отдыха, занятий спортом, чтения книг, общения с родственниками, великолепное питание, которому позавидовали бы многие. Но все-таки это тюрьма.

Владимир Кара-Мурза: Сергей Бабурин, бывший вице-спикер Государственной думы, бывший руководитель депутатской группы "Анти-НАТО", возмущен происходящим.
...я вам живой свидетель существования официального соглашения, подписанного Холбруком и Караджичем, точнее, таких документов было два

Сергей Бабурин: Процесс над Караджичем при том, что я вам живой свидетель существования официального соглашения, подписанного Холбруком и Караджичем, точнее, таких документов было два, первый документ был о неучастии в публичной политике Младича и Караджича, второй документ был о том, что они уходят и тогда им гарантируется неприкосновенность и непреследование. Все предано забвению. Судебный процесс над Радованом Караджичем встраивается в ту систему самооправдания западноевропейских государств и политиков, которые после 99 года призваны заклеймить Сербию и Югославию жертву как преступников, а тех, кто дестабилизировал Балканы, взорвал Югославию и затем бомбил Сербию, сделать агнцами божьими.

Владимир Кара-Мурза: Напомните о гарантиях Холбрука.

Сергей Грызунов: Это известный случай, известны и подобные заступнические слова типа того, что Бабурин произносит. Караджич
Но тут немножко ваш гость лукавит, никто обещал Караджичу полного иммунитета
будет пытаться изо всех сил доказать, что Гаагский трибунал не является инстанцией, которая имеет право его судить. Кроме того, он будет утверждать, что в 96 году подписал соглашение с американским посредником на Балканах, упомянутым Ричардом Холбруком. Суть этого соглашения, что он не будет арестован и выдан Гаагскому трибуналу, если уйдет из политики. Холбрук не отрицает, что такое соглашение было подписано. Кстати, подписано Милошевичем и двумя представителями, Караджича с одной стороны и Холбрука с другой. Но тут немножко ваш гость лукавит, никто обещал Караджичу полного иммунитета.

Дело в том, что у меня создается впечатление, что сербские радикалы, сербские националисты и их духовные братья в России изо всех сил создают из Караджича символ сопротивления ненавистному Западу и всем, кто желает уничтожить Сербию. Понятно, что в стране с таким тяжелым психологическим климатом, я имею в виду то, что осталось от большой Югославии – Сербию, после гражданской войны, санкций, бомбардировок, потери почти 20% территорий, после выхода Черногории и Косово, эти такие усилия по созданию подобного символа, конечно, действуют, потому что психологическое состояние сербов желает лучшего. Но оно, нужно сказать, и это мы видели во время последнего визита на высшем уровне нашего президента в Белград, изменяется к лучшему. И слава богу, что Россия тут действует наконец в правильном направлении, с моей точки зрения, возвращаясь на Балканы.

Владимир Кара-Мурза:
Алексей Подберезкин, проректор МГИМО по научной работе, бывший депутат Государственной думы, видит в происходящем закулисную роль НАТО.

Алексей Подберезкин: Суды, которые проводятся по поводу Югославии, их предназначение - легализировать участие вооруженных сил НАТО в конфликте югославском. Это как бы своего рода попытка морального оправдания военной интервенции, в том числе и на независимое европейское государство. Совершенно понятно, что отношение большой Европы к участникам конфликта неоднозначно. Понятно, что целенаправленно образ сербов перед военной интервенцией НАТО создавался как образ агрессоров. И объективности ожидать от такого суда, конечно, не приходится.


Полный текст программы появится на сайте РС в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG