Ссылки для упрощенного доступа

Их мало


Юрий Вачнадзе
Юрий Вачнадзе
В молодости тема городских сумасшедших меня не занимала. Между тем, в Тбилиси они всегда олицетворяли не только резкую своеобразность удивительного города, но и социальный - и даже политический - контекст его бытия. Теперь, на склоне лет, я вдруг понял, что связанные с этими людьми истории откладывались в глубинах подсознания и вот - в один прекрасный день – они всплыли наружу. Вот как это произошло.

С некоторых пор на углу восьмиэтажной тбилисской “хрущёвки”, в которой я живу, стал появляться прилично одетый мужчина средних лет; глядя в проем между домами, он с кем-то - там прятавшимся - разговаривал. Говорил он спокойно, но достаточно быстро, голос лишь изредка повышался до меццо-форте, при этом поток слов явно опережал поток сознания – так обычно говорят телеведущие. Оратор был двуязычен: и грузинский, и русский звучал в его устах одинаково естественно. Темы - одни и те же: демократия, независимость, грузинское государство. Он приводил примеры ошибочных действий властей, которые вовремя не прислушались к его советам.

Люди равнодушно проходили мимо - простому обывателю приелась политическая публицистика. Как и другие прохожие, я не сразу сообразил, что слышу монолог, обращённый в никуда. Перед моим домом стоял обычный городской сумасшедший.

На днях сюжет с городскими сумасшедшими получил неожиданное продолжение. Вот какую историю мне рассказал Дима Джаяни, народный артист Грузии, бывший актёр сухумского драматического театра. В конце восьмидесятых годов, перед войной с грузинами, в Сухуми был очень популярен городской сумасшедший по прозвищу "Марадона". Никто не знал ни его происхождения, ни настоящего имени. "Марадоной" его назвали лишь из-за удивительного портретного сходства с аргентинцем. А главное, он прекрасно играл в уличный футбол! Жители Сухуми его обожали. Был у "Марадоны" и один недостаток – он у всех выпрашивал деньги. Обычно ему давали мелочь, но один сухумчанин (сохраню в тайне его фамилию), будучи человеком с достатком, баловал сумасшедшего и дарил ему пятерки и даже десятки – деньги по тем временам неплохие. "Марадона" оказался порядочным наглецом: дело дошло до того, что когда его благодетель плавал в море, он без стеснения вытаскивал из карманов лежащих на пляже брюк крупные купюры…

Во время грузино-абхазской войны девяностых годов "Марадона" бесследно исчез из города. Многие решили, что он просто погиб. Его благодетель вместе с семьёй бежал из Абхазии и после долгих мытарств оказался в Сочи. На новом месте он кормился тем, что ловил и продавал рыбу. Нужда была страшная. Как-то, устав от трудов, он решил просто поваляться на пляже и – почему бы и нет? – искупаться. Выходя из воды, он обнаружил, что в карманах его брошенных брюк копается невесть откуда появившийся "Марадона". Мелькнула ужасная мысль: уходят заработанные с утра жалкие копейки! Услышав отчаянные крики несчастного, "Марадона" ретировался и догнать его не удалось. Когда же бывший благодетель обреченно проверил содержание брючных карманов, он обнаружил там пятьсот долларов…

Слушая рассказ Димы Джаяни, я вспоминал анекдот о коллективном заявлении пациентов психиатрической больницы: "Эх, мало нас, а то бы мы показали, кто в действительности сумасшедший, а кто нормальный!"
XS
SM
MD
LG