Ссылки для упрощенного доступа

logo-print
Авторские проекты

Революция в музее


Баннер на сайте музея Университетского колледжа Лондона приглашает посетителей принять участие в операции "Списание"

Баннер на сайте музея Университетского колледжа Лондона приглашает посетителей принять участие в операции "Списание"

Музей Университетского колледжа Лондона призвал посетителей помочь выявить в музейной экспозиции ценные экспонаты, достойные там находиться, и поучаствовать в отбраковке случайных, не обладающих художественной или исторической ценностью предметов.

Проект, в котором участвуют посетители музея, голосуя за или против музейных экспонатов, называется "Disposal" ("Списание"). Впервые в истории мирового музейного дела солидный музей решился на столь демократическую процедуру. Выставочные площади даже очень крупного музея любой страны не способны разместить все имеющиеся экспонаты. Зачастую в запасниках хранится чуть ли не половина музейных сокровищ. В музее Университетского колледжа Лондона более 250 тысяч экспонатов. Понятно, что лишь небольшая часть попадает в постоянную экспозицию.

Большинство экспонатов – это не живопись и скульптура, а предметы материальной культуры, произведения декоративно-прикладного искусства, исторические раритеты и личные вещи знаменитостей. Насколько оправдано решение администрации музея положиться на мнение не экспертов, а посетителей? Об этом корреспондент Радио Свобода спросила куратора музея Сабхатру Дэс.
Мы решили обратиться к посетителям музея с предложением самим решить, что заслуживает, а что не заслуживает хранения в нашей коллекции и должно быть изъято из нее

- Наше решение выглядит очень спорным. Однако мы уверены, что при всей его спорности оно окажется очень важным и продуктивным. Авторами этого проекта были я и мой коллега Джеймс Дан. Проект стал частью плана по пересмотру значимости и ценности экспонатов музея, что, по сути дела, происходит уже на протяжении двух лет. Цель – определение всего объема музейной коллекции и разработка рекомендаций по ее хранению и использованию в экспозиции. Мы выяснили, что в коллекции немало вещей, которые практически не выставлялись и не исследовались. Есть у нас и экспонаты, ценность которых сомнительна. Мы решили обратиться к посетителям музея с предложением самим решить, что заслуживает, а что не заслуживает хранения в нашей коллекции и должно быть изъято из нее, – объяснила Сабхатра Дэс.

В собрании музея лондонского Университетского колледжа действительно немало предметов странных и тех, чья ценность сомнительна. К примеру, посетителям предлагается проголосовать, выставлять или не выставлять на всеобщее обозрение корзину для пикника, якобы принадлежавшую Агате Кристи. Не исключено, что корзина эта принадлежала не классику английского детектива, а Барбаре Паркер – женщине, на которой после смерти Кристи женился ее второй муж, известный археолог сэр Макс Мэллоуэн. Это тем более вероятно, что корзину музею подарила именно Барбара Паркер. Или, к примеру, у кураторов музея нет уверенности, что инвалидное кресло с табличкой, на которой выбито, что оно принадлежало знаменитому врачу лорду Листеру, который первым применил антисептик для борьбы с инфекционными заболеваниями, действительно ему принадлежало. И таких экспонатов немало.

Намерены ли эксперты и кураторы музея безоговорочно положиться на мнение посетителей, которое вряд ли можно считать компетентным?

- В университете и музее работает много квалифицированных экспертов, занимающихся музейной коллекцией. Им вполне можно доверять, – говорит куратор музея Сабхатра Дэс. – Вещи, которые у нас хранятся, используются для преподавания в университете и для исследовательских целей. Мы хотим также, чтобы наши экспонаты доставляли удовольствие и радость посетителям, были для них источником знаний. Это и их музей, и они вправе дать свою оценку вещам. Если мы хотим, чтобы экспонаты служили будущим поколениям, они должны обладать не только подлинной исторической и художественной ценностью, но и вызывать интерес посетителей. Вот почему их мнение ценно для нас. Оно будет учтено при решении судьбы нашей коллекции.

Последуют ли инициативе лондонского Университетского колледжа другие британские музеи? Какова их реакция на происходящую там "демократическую революцию" в музееведении? Сабхатра Дэс считает, что привлечение широкой публики к решению музейных проблем должно стать темой важной дискуссии в музейных кругах:

- К нам уже приходят коллеги из других музеев, так что мы знаем о реакции на наш эксперимент. При всей спорности нашего проекта есть музеи, которые поддерживают нашу инициативу и намерены также обратиться к посетителям для решения аналогичных проблем. Мы хотели бы, чтобы этот эксперимент стал предметом обсуждения в свободной и открытой дискуссии. И мы уверены, что наш проект по активному привлечению посетителей к работе музея должен стать непременной частью работы любого современного музея.
XS
SM
MD
LG