Ссылки для упрощенного доступа

logo-print
Авторские проекты

1969-й год. К 200-летию со дня рождения Наполеона


В течение 10 лет после его смерти само имя Наполеон было запрещено во Франции.

В течение 10 лет после его смерти само имя Наполеон было запрещено во Франции.

Продолжая наполеоновскую тему, мы предлагаем сегодня в нашей рубрике "Переслушивая Свободу" фрагмент архивной программы, вышедшей в эфир 15 августа 1969 года, к 200-летию со дня рождения императора.

Диктор: В залах парижского Большого Дворца - Grand Palais - открыта выставка, посвященная Наполеону. На этой выставке документально отображена вся его жизнь - с детства на Корсике до смерти на маленьком острове в Атлантическом океане. Как известно, в течение десяти лет после его смерти само имя Наполеон было запрещено во Франции. Разрешалось упоминать его лишь в связи со сражением, проигранным при Ватерлоо, и с неудачным походом на Россию. Вполне логично, что это только укрепляло популярность Наполеона в народе, окружая его образ ореолом трагичности. Разумеется, во многом послужила этой популярности и сама жизнь Наполеона. Она и представлена на выставке в Grand Palais.

Диктор:
Выставка эта богата и разнообразна, на ней свыше 600 экспонатов: документы, портреты, батальные картины, скульптуры, мебель, драгоценности, ордена, костюмы, указы, постановления, подписанные рукой Наполеона. В выборе представляемого устроители выставки руководствовались не столько художественной, сколько документальной ценностью. Чтобы дать посетителям исчерпывающее представление о полной противоречий, но захватывающей жизни этого великого человека, экспонаты расположены в хронологическом порядке. Выставку можно, в общем, разделить на три части: приход к власти, Наполеон у власти, потеря власти. Поскольку славой своей Наполеон во многом обязан армии, вполне естественно, что посетителей встречают у входа большие, в человеческий рост фигуры манекенов, одетые в костюмы воинских частей, входивших в состав великой армии, некогда самой сильной в Европе.

Диктор:
Первый зал выставки посвящен детству и юности Бонапарта, отраженной в очень скромных документах: свидетельства о крещении, о дворянском происхождении, небольшая шпага тех лет, которые он провел в Бриене, в военном училище. Портрет рано умершего отца его, портрет матери Летиции Ромалино. Во втором зале - картины, изображающие Бонапарта-генерала во время Итальянских походов. Здесь же выставлено то, что называется во Франции corbeille de marriage - свадебная корзинка, которую, по обычаю того времени, Жозефина де Богарне получила от генерала Бонапарта, когда выходила за него замуж. В корзинке были драгоценности и безделушки. Тут же выставлена другая свадебная корзинка, поднесенная Наполеоном своей второй жене Марии-Луизе. Она намного больше и богаче, как и полагалось по отношению к дочери австрийского императора.

Диктор:
В других залах - картины, изображающие Бонапарта в Египте. Стены увешаны трофеями - кинжалами сдавшихся или побежденных шейхов. И, наконец, Бонапарт уже Консул. В пятом зале выставлено одно из редких полотен, где Наполеон изображен верхом. Картина художника Давида. На Консуле Бонапарте военная форма генерала времен революции. В этом же зале посетители могут видеть подписанный Наполеоном приговор герцогу Энгиенскому, заподозренному в заговоре против него. Молодого герцога, командующего эмигрантской армией, похитили из Германии, привезли в Париж и в тот же день судили и казнили. Читавшие "Войну и мир" помнят, как молодые русские были потрясены этой казнью. Казнен он был, однако, не за заговор, в котором не участвовал, а за то, что отказался отречься, хотя бы формально, от подписанного им самим заявления, согласно которому он признал, что боролся с оружием в руках против Франции и что готов поступить на английскую службу для продолжения войны против своего отечества. В следующих залах - коронация Наполеона, картины, одежда, скипетр, портрет императора в его рабочем кабинете в Тюильри. На этом портрете кисти Давида у Наполеона усталое, осунувшееся и озабоченное лицо, озабоченное войнами, которые он тогда вел, и предполагаемыми кознями врагов.

Диктор:
Но и ведя эти войны, Наполеон не забывал о своей роли покровителя искусства. Споры о хорошем или дурном вкусе Наполеона продолжаются и сейчас, но то, что он многое сделал для развития искусства - неоспоримо. И есть на выставке Декрет Наполеона о реорганизации Французского Национального театра. Декретов Наполеон издал много, но этот – особенный. Он был подписан французским императором 5 октября 1812 года в Москве. Поскольку устроители выставки хотели, прежде всего, документально отразить не только жизнь Наполеона, но и подробности его быта, на выставке можно увидеть собственную его походную палатку. У входа в палатку стоит на посту одетый в парадную форму гренадер. Институты, учрежденные Наполеоном, представлены на выставке планами, текстами, портретами ближайших его соратников. Здесь собраны лишь бесспорные свидетельства, могущие оживить эти пожелтевшие, но бессмертные страницы французской истории.

Последний зал выставки посвящен трагическому концу Наполеона: императорская мебель с острова Эльба, текст первого отречения от престола, присланный на Парижскую выставку из Вены, рукописный текст второго отречения, подписанного 22 июля 1815 года, после которого он был сослан на остров Святой Елены, где и умер. Неказистая мебель, которая окружала Наполеона в последние годы его жизни, проведенные на этом острове, выглядит особенно трогательно и печально после только что виденных корон, тронов, указов этого повелевавшего Европой человека. И уже совсем по-человечески трагична посмертная маска, отлитая через два дня после его смерти, наступившей 5 мая 1821 года.

Диктор: Закончим эту передачу проведением параллелей между двумя событиями, имевшими место в промежутке 165 лет. Одно - в 1804 году, за несколько недель до коронования Наполеона, другое - в наши дни, за несколько недель до празднования 200-летия со дня его рождения.

16 сентября 1804 года Париж охватила лихорадка. Десятки тысяч людей высыпали на улицу и запрудили площадь, на которой молодой ученый Жозеф-Луи Гей-Люссак должен был подняться на воздушном шаре на высоту в 4 000 метров, а, если возможно, и выше. Предприятие считалось безумным. Серьезно обсуждался вопрос, сможет ли он вообще вернуться на землю. Другие утверждали, что на такой высоте, лишенной защиты атмосферы, воздушный шар сгорит, подверженный звездному излучению. Наконец, третьи упоминали опасность, представляемую орлами и другими хищными птицами, которые, конечно, не преминут напасть на отважного исследователя. Но у всех без исключения подвиг Гей-Люссака, поставившего себе мирной целью изучение магнетизма земли, вызывал бурный восторг. Казалось, человечество вступает в новую эру прогресса и братства. Никчемными казались взаимные территориальные притязания царствующих династий по сравнению с тем, что человек оторвался от земли и полетел. Гей-Люссак достиг высоты 7 тысяч и 16 метров. Молодой ученый, полный энтузиазма, отмечает все реакции своего организма: быстроту пульса, затруднение в дыхании, сухость в горле. Его ветром относит в сторону Нормандии. При возвращении его встречают восторженно. Три месяца спустя другой воздушный шар, поднесенный Наполеону городом Париж по случаю коронования, приземлился после 22-хчасового полета в Риме. Но это был аэростат-робот, без экипажа. Физики спорили между собой о преимуществах и опасностях подъемов в пространство человека.

В наши дни мы присутствовали при первой высадке человека на Луне. Тот же энтузиазм, усиленный, конечно, в миллион раз, соответственно техническому прогрессу со времени Наполеона. Те же споры о преимуществах человека над роботом или робота над человеком. Те же розовые бредни о новой эре всечеловеческого братства. Как будто запуск шара или ракеты может изменить человеческую природу, устранить на земле несправедливость, страдания, страсти, старость и смерть. Так часто случается, что события, захватывающие дух у свидетелей, скоро отступают в прошлое, ничего, по существу, не изменив.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG